Антонина Хомутовская, несмотря на то, что прожила трудную, полную бедствий и страданий жизнь, считает себя счастливой. Она вырастила троих детей, у нее 9 внуков и 9 правнуков. В начале июня в кругу родных и близких Антонина Максимовна отметила 90-летний юбилей.
– Съехались дети, внуки, правнуки… – вся наша многочисленная родня, – рассказывает недавняя виновница торжества. – Навезли мне подарков, цветов… Накрыли столы на улице, на которых чего только не было! Песни в мою честь пели, тосты говорили…
Хороший праздник устроили, да только вот хлопот много! Я и зятю Михаилу, и дочке Марии говорила, что ни к чему все это…
Антонина Максимовна принадлежит к тому типу женщин, которые живут для других, напрочь забывая о себе.
Самопожертвование и альтруизм у таких людей в крови. Уже лет пять как она живет в Ельске, в семье своей дочери Марии и зятя Михаила, но никак не привыкнет к их трогательной заботе и пристальному вниманию к себе. Ей так не хочется быть в тягость близким.
– У меня самая лучшая теща, – говорит не без гордости Михаил Сугак. – В работе ей и сегодня нет равных. Не успеет солнце подняться, как она уже в огороде. За нею, дай Боже ей здоровья, ни одна зелинка не успевает прорасти. А рукодельница какая! Шить, ткать, вышивать – все умеет.
Антонина Максимовна с помощью дочери показала свои удивительные вышивки. Особенно красивы свадебные рушники (кстати, она и на заказ может вышить).
– Я очень люблю вышивать, – призналась 90-летняя мастерица. – Особенно зимой, когда работы особой нет. И по вечерам нередко вышиваю. Раньше-то и ковры ткала, и одежду шила – всю деревню, всех родных обшивала. От белья до валенок и кожушков шила…
Родилась, выросла и почти всю жизнь прожила Антонина Хомутовская в д. Козлы. Историю родной деревни она знает как никто другой. В начале 30-х годов семью ее отца Максима Карповича Серого раскулачили и сослали в Сибирь. Но семья Серых (14 душ в семье было) выжила и в родные места вернулась.
– Бабка нас вымолила, выпросила у Бога и у властей, – рассказывает Антонина Максимовна. – Но домой вернулись мы не все сразу… Батьку нашего отправили Беломорканал рыть. Потом и он вернулся, измученный и истощенный. Родителей в колхоз не принимали, говорили, что кулакам там не место. Ни дома, ни хозяйства – ничего у нас не было. Нас, детей, по родственникам распределили. Я с малых лет свиней пасла, по хозяйству тетке помогала. Трудно было… Но самое страшное – это голод и война.
В 1941 году Антонина вышла замуж за своего односельчанина Ивана Хомутовского, с которым прожили в любви и согласии более 60 лет. Золотой и бриллиантовый юбилеи в кругу детей и внуков отпраздновали (пять лет назад муж ее умер).
– Муж мой учителем работал, – рассказывает, смахнув слезу, Антонина Максимовна. – В первые дни войны в плен попал, бежал… Еле живой до дома добрался. Но отсиживаться не стал – в партизанский отряд подался (мы уже тогда женаты были). А когда освободили наш район от оккупантов, в действующую армию попросился. В танковых войсках воевал. До Берлина дошел. Домой вернулся в 1946 году.
После войны муж в школе работал, а я в колхозе. Дом построили, хозяйство завели, детей растили – хорошо мы жили…
Дочь Мария и зять Михаил рассказали об удивительной работоспособности и трудовой сноровке Антонины Максимовны. Она была первой работницей в колхозе. За ней никто угнаться не мог. По 40 соток жита серпом выжинала, по 30–40 овец в день выстригала… Любая работа в ее руках кипела.
– Прошлым летом в ягоды ездили, так моя теща нас с женой за пояс заткнула: ягод насобирала больше, чем мы, – смеясь, говорит Михаил Сугак. – И раньше ей равных не было ни в работе, ни в сборе ягод и грибов…
Во время нашего визита Антонина Максимовна перебирала клубнику – и так ловко, быстро у нее получалось. В свои 90 она выглядит потрясающе! И, как оказалось, долгожителями были все у нее в роду. Например, прадед прожил 105 лет, другие сородичи – не менее 90.
Антонина Максимовна не только без работы жить не может, но и без районной газеты. «Народны голас» она прочитает от корки до корки, живо интересуется всем, что происходит в районе, особенно в ее родной деревне Козлы.
Жанна Найман