Светлой памяти Михаила Гусаченко посвящается
Чем дальше отдаляется в глубь истории Великая Отечественная война, тем меньше становится живых очевидцев героического противостояния советского народа омерзительному фашизму.
Один за другим уходят на небеса наши славные ветераны. Недавно не стало наших преданных читателей, близких друзей «Народнага голаса» Якова Гейхмана и Михаила Гусаченко (вечная им память!). Незадолго до своей смерти Михаил Иосифович предложил нам приехать к нему и записать его воспоминания об освобождении Европы от фашизма. Он освобождал Украину, Румынию, Венгрию, Австрию. Победу встретил в г. Шопрон, на границе Австрии с Германией.
Разговор наш начался с обсуждения событий на Украине. Как оказалось, эта тема для ветерана Великой Отечественной войны была очень волнующей.
– Украина – моя вторая родина, – сообщил Михаил Иосифович. – До войны я работал бухгалтером 6-го околотка станции Бережесть Овручского района, оттуда был призван в армию. Воинскую присягу принял на Дальнем Востоке, в г. Сучан, где дислоцировался наш 842 стрелковый полк. В марте 1941 года наш полк перебросили подо Львов для строительства железнодорожной ветки вокруг Львова. Там и застала меня война.
С болью в голосе уже в который раз поведал Михаил Иосифович о горечи отступления наших войск, о гибели советских солдат и гражданского населения… С чувством исполненного долга рассказал ветеран о героической обороне Киева, о своем первом ранении. Участвовал Михаил Гусаченко и в обороне Москвы, где был ранен разрывной пулей (6 месяцев пролежал в госпитале в г. Энгельсе), и в битве под Сталинградом…
Нелегким был путь на восток. За каждый клочок родной земли советские солдаты проливали кровь, миллионы жизней положили на алтарь победы.
– Телевизор я сейчас почти не смотрю, а вот радио слушаю, – признался ветеран. – Не могу слышать и видеть, как в Украине, Прибалтике, Польше глумятся над памятью советских солдат, отдавших свои бесценные жизни за мир на земле. Сколько фашисты мирных людей загубили! Сколько деток замучили! До сих пор не могу без слез вспоминать освобожденных нами маленьких узников австрийского концлагеря Абензея. Голенькие, одна кожа да кости, голодные, с опухшими ножками, они окружили нас, солдат, плакали и благодарили за спасение. Среди них были и белорусы, и украинцы, и русские… Это был семейный концентрационный лагерь смерти, большинство узников которого фашисты умертвили – вокруг валялись посиневшие трупы. Немцы хотели уничтожить всех узников, но стремительное наступление наших войск сорвало их чудовищные планы. Мне очень жаль было детей. И тогда, и теперь я никак не пойму, зачем было мучить и убивать детей. Фашизм – это величайшее зло, и тот, кто пытается его оправдать, становится причастным к его страшным преступлениям.
Михаил Иосифович показал нам документ, подписанный генерал-майором Фоминым, в котором младший лейтенант Гусаченко Михаил Иосифович получил полномочия «производить прием от Английского Командования бывших военнопленных Советских граждан и передачу граждан Союзных государств в районе Штайнхаус». Срок действия документа – до 30 сентября 1945 года.
За долгие годы войны Михаил Гусаченко вдоволь насмотрелся на людские страдания и боль, не раз заглядывал смерти в лицо. Поэтому так остро и болезненно он реагировал на чужие беды и горечи. Переживал и за народ Украины…
– Война ни нашему, ни украинскому, ни российскому народам не нужна. Слишком много мы настрадались в ту войну, – говорил ветеран. – Я всю Европу прошел, везде люди хорошие, и все хотят жить в мире и дружбе.
На прощание Михаил Иосифович сыграл нам на баяне. Музыкант-самоучка он очень любил играть на баяне, любил народные песни…
Жанна Найман
Нет уже этого ветерана. Я его хорошо знал. Это был человек, неравнодушный ко всему. Он нас, молодежь еще воспитывал, поучал жизни… Светлая память ему…