Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны входили в состав Гомельского полка народного ополчения, участвовавшего в обороне города, фронтовой концертной бригады, которая совершала рейсы в действующую армию с выступлениями для солдат.
В конце июня 1941 года по решению белорусского правительства в Гомеле была создана Первая фронтовая белорусская концертная бригада. Основу творческой группы составили молодые актеры Гомельского областного драмтеатра (Гомельский Русский драматический театр).
О начале Великой Отечественной войны актеры узнали, будучи на гастролях в Бобруйске. Под вой немецких самолетов, разрывы бомб и пулемётные очереди артисты добрались до Гомеля. Город был разрушен, здание театра, все имущество сгорели. Часть актёров ушла на фронт и погибла. Это Родион Ощепков, Борис Кукес, Алексей Моляревский.
Директор театра С. Р. Шуцкий стал комиссаром Гомельского полка народного ополчения. Саша Титов ушёл в партизанский отряд «Большевик», где, участвуя в разведывательных операциях, использовал актёрские способности. А между боями читал партизанам рассказы, исполнял куплеты, скетчи.
Актёры П. Чернов, Е. Полосин, М. Перстин, П. Гольшев, И. Киреев, С. Остроумов, З. Овчарова, В. Борисенко (студентка Белгосконсерватории), И. Сайков и другие артисты, примкнувшие к гомельчанам, вошли в состав первой белорусской фронтовой концертной бригады. С 1942 года она имела статус фронтового театра. Артисты выступали на Западном фронте, с частями 3-го Белорусского фронта дошли до Восточной Пруссии.
Фронтовая бригада была многожанровой. В нее входили драматические актеры, певцы, музыканты.
Затаив дыхание, слушали бойцы стихи Янки Купалы, Пимена Панченко, Константина Симонова, Демьяна Бедного, Александра Твардовского, песни белорусских композиторов, старинные романсы, классическую музыку. Артисты совершали ежедневно по три-четыре рейса в действующую армию, полевые госпитали и мобилизационные агитпункты, в части, только что вышедшие из боев. Из-за налетов фашистской авиации и бездорожья им не раз приходилось оставлять свой транспорт далеко от места концерта и идти пешком. Обстоятельства требовали от фронтовых актеров постоянной боевой творческой мобильности. В свободное от выступлений время артисты во дворе штаба народного ополчения по улице Первомайской (Ирининской) наполняли горючей смесью бутылки («коктейль Молотова»), которые приносили гомельчане.
5 июля 1944 года Первая фронтовая белорусская концертная бригада выступила с большим праздничным концертом в Минске, а затем вместе с наступающей армией пошла дальше в Восточную Пруссию и закончила свой путь в Кенигсберге. За время войны бригада дала более двух с половиной тысяч концертов. Многие исполнители и участники были награждены орденами и медалями, стали ведущими творческими работниками театров, получили высокие звания.
Помимо существования концертной бригады, в июле 1941 года в г. Гомеле был сформирован Гомельский полк народного ополчения. К 13 августа, в день выхода полка на оборонительный рубеж, в нем насчитывалось 1353 ополченца. В ополчение шли представители всех слоев населения независимо от пола, возраста, рода занятий, партийной принадлежности. Основной костяк этих подразделений в городах составляли рабочие промышленных предприятий. Также вступали пожилые люди непризывного возраста, подростки, женщины (заслуженная учительница БССР М. М. Прудникова, учительница Р. С. Школьникова, медсестра В. А. Остапенко, работницы Е. П. Смолич, А. К. Стельмахова и др.).
Среди ополченцев были 33 работника областного драмтеатра, более 220 учителей. В 1-м батальоне насчитывалось 30 девушек.
Так, деятели культуры оказывали неоценимый вклад в победу, помощь и содействие рядам Красной Армии.
Материал подготовила: И.О. Яблонская.