Больше полувека прошло после окончания Великой Отечественной войны. С каждым годом все меньше остается тех, кто прошел трудными дорогами войны, кто внес свой вклад в Победу, не щадил ради нее ни сил, ни жизни. Многих уже нет среди нас, но в сердцах осталась добрая, светлая память. Все пережитое в годы войны продолжает жить в сердцах тех, кто был на фронте, и тех, кто родился после того, как отгремели бои. И прошлое встает перед нами как свидетельство огромной стойкости и великого подвига нашего народа.
Ветеран Великой Отечественной войны Моисей Дворецкий вспоминает:
«С первых дней Великой Отечественной войны я, как и мои сверстники, встал на защиту любимой Родины. Пройдя ускоренную подготовку на станции Рада, что в семи километрах от Тамбова, в 39-м запасном стрелковом полку, я был направлен на Западный фронт.
19 июля 1941 года войска противника при поддержке танковой дивизии заняли Ельню, но дальнейшее наступление в направлении Спас-Деменска было остановлено. Мужественно сражались воины 24-й армии. Немецкие войска вынуждены были перейти к обороне. Образовался, так называемый, Ельнинский выступ, глубоко вдававшийся в советскую оборону и создававший угрозу частям Красной Армии на Вяземском направлении. Наши войска неоднократно пытались срезать этот выступ и выровнять фронт. Но безуспешно. Потери были большими. Из нашего 10-го пехотного батальона погибло где-то 30 процентов личного состава, многие были ранены, контужены. Я был ранен в предплечье левой руки.
В конце августа началось наступление 24-й армии, однако за два дня советские войска углубились на отдельных участках только на 2 километра. И все-таки к исходу 6 сентября две наши стрелковые дивизии ворвались в Ельню, полностью ликвидировали Ельнинский выступ и вышли к оборонительному рубежу по линии Новые Яковлевичи, Кукуево. После этих событий командир нашего батальона Грибайлов предложил командирам рот группами выходить из окружения в направлении Вязьмы. Но впереди были препятствия: надо было форсировать речушку Угра, около двух километров проползти по лесисто-болотистой местности.
Трудности были преодолены. Наша группа солдат, которую вел кадровый офицер Куприянов, уверенно двигалась к намеченной цели – в район Гжатска.
Вскоре наш 10-й пехотный батальон был переброшен на Белорусский фронт, где в составе 89 стрелкового корпуса вел бои за освобождение западных городов Беларуси – Лунинца, Кобрина, Бреста. В этих боевых операциях отличился ельчанин Михаил Митрофанович Панцевич. Это он, бесстрашный офицер, со 120 автоматчиками первыми ворвались на юго-западную окраину Минска и нанесли решительный удар по немцам, которые пытались взорвать Дом правительства, Дом ЦК и многоэтажный дом по улице Б. Хмельницкого, где печатались белорусские газеты.
Большой вклад в победу над врагом внесли партизаны Ельщины. Это они, не щадя своей жизни, устраивали диверсии на железной дороге, проводили различные операции по уничтожению противника. В ходе «рельсовой войны» Ельская партизанская бригада пустила под откос 27 воинских эшелонов гитлеровцев, уничтожила более 2500 захватчиков.
Ельские партизаны никогда не забудут Алексея Лысенко, Петра Чуха, Ивана Копача, Петра Демьянова и многих других славных патриотов, замученных в застенках гестапо, трагедию партизанского Махновичского отряда, окруженного и уничтоженного карателями.
Участниками партизанского движения были и сестры Рабчинские – Аня, Катя и Мария. Их отец Демьян Андреевич Рабчинский за связь с партизанами был расстрелян возле своего дома.
Среди вынесших на своих плечах все тяготы войны и мои земляки: Борис Антонович Василевич, Павел Павлович Бычковский, Григорий Степанович Приходько, Георгий Антонович Василевич и многие другие».
…Кому-то повезло вернуться с той войны домой живым, кто-то навсегда остался инвалидом, а многие сложили головы на поле ратном. Но ни одна жизнь, загубленная войной, не забыта, потому что это – жизнь всего народа. Всем ветеранам мы высказываем слова уважения и благодарности.
Надежда Шешина