По первым результатам расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны предварительно можно сделать предположение, что официальные данные о количестве уничтоженного мирного населения будут значительно выше. Об этом рассказал генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед в интервью телеканалу «Беларусь 1», сообщает БЕЛТА.
Для расследования уголовного дела Генпрокуратура развернула масштабную работу: раскопки, поиски и опрос свидетельств очевидцев, изучение архивных материалов с привлечением известных специалистов-историков и т.д.
По словам Андрея Шведа, результаты проведенных раскопок некоторых мест массового уничтожения белорусских граждан показывают, что масштабы трагедии народа на сегодняшний день в полной мере неизвестны.
«Только под Логойском, где мы начали первый осмотр места массового уничтожения наших граждан и, по архивным данным, предполагали обнаружить один ров с убитыми женщинами, детьми, стариками, криминалистическая техника показала, что таких рвов там значительно больше. Глубиной до 5 м. И количество жертв значительно превышает архивные сведения и другие источники, которые получены от наших граждан. Скажу больше: когда мы начали работать там, даже опытные следователи, прокуроры, криминалисты содрогнулись от того, что там увидели. Наслоения людей, матери, которые обнимают своих младенцев с пулевыми отверстиями в затылке — все это настолько поражает… Показывает цинизм, жестокость фашизма, нацизма. Любой идеи, которая направлена на уничтожение населения, сопряженное с геноцидом. Показывает масштабы трагедии и то, что официальная историография нашей страны на самом деле, как мне кажется, далека от истинных цифр уничтоженного населения Беларуси», — подчеркнул Андрей Швед.
Он отметил, что на территории республики нет ни одного района, который бы не затронула эта беда.
«Сегодня мы располагаем данными о сотнях ранее неизвестных мест массового уничтожения населения либо мало изученных», — сказал генпрокурор. Люди сами обращаются в органы следствия, в том числе письменно, дают свидетельские показания. Поэтому предстоит еще большая работа по обработке информации и установлению всех таких мест и общего количества убитых.
«Кроме того, нами установлены сведения о еще живых нацистских преступниках, которые числились в списках и принимали участие в деятельности карательных батальонов. В первую очередь литовских батальонов СС и Армии Краевой. Сейчас готовятся соответствующие материалы и будет направлено поручение об оказании правовой помощи в эти государства, чтобы соответствующие правоохранительные органы провели с этими лицами (а они еще живы, нам известно их место жительства) процессуальные действия в рамках уголовного дела о геноциде», — добавил Андрей Швед.
Он напомнил, что геноцид не имеет срока давности: преступники должны понести ответственность.
Кроме того, Генпрокуратура планирует в ближайшее время представить в международный трибунал «достаточный объем доказательств, чтобы начать в установленном порядке процедуру официального признания геноцида белорусского народа в период Великой Отечественной войны».