День особого поминовения усопших, именуемый Дмитриевской родительской субботой, в 2020 году выпадает на 7 ноября. Ежегодная «привязка» к календарю проста: это суббота, предшествующая дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю). Отчего так повелось?
Древний военачальник-христианин, замученный за свою евангельскую проповедь, всегда был почитаем на Руси, недаром великие князья давали его имя своим сыновьям. Вот и у святого князя Дмитрия Донского, прославившегося победой над татаро-монголами в 1380 году, небесным покровителем был Дмитрий Солунский. По возвращении своем с поля Куликова князь Московский Димитрий Иоаннович повелел ежегодно совершать заупокойные богослужения по всем русским воинам, погибшим в битве. Для этого и установил особую поминальную субботу накануне празднования своих именин — Дмитриевскую.
Первое заупокойное богослужение на Дмитриевскую субботу совершалось в Троицкой обители преподобного Сергия, в ее стенах молился об усопших ратниках сам великий князь, его приближенные и высшее духовенство. Завершилось поминовение общей трапезой.
С годами Дмитриевская родительская суббота стала общепризнанным в народе днем «сугубого» — то есть особо прилежного — поминовения всех умерших православных христиан, а не только воинов, сложивших голову на поле брани.
Почему же именно суббота стала на Руси поминальным днем?
Начнем с того, что каждый день недели в Православной Церкви посвящен определенному событию или явлению в истории человечества и христианской веры. Любое воскресенье года – это малая Пасха, торжество жизни над смертью; в понедельник на богослужении особо молятся Небесным Силам бесплотным, то есть – ангелам; во вторник – Иоанну Предтече; в среду со скорбью вспоминают предательство Иуды и чтут святой Крест Господень; четверг посвящен апостолам и святителю Николаю Чудотворцу, пятница – крестным страданиям Спасителя… А в субботу особо почитаются все святые и Богородица, а также — в церковных песнопениях вспоминаются усопшие. Почему? Да потому, что христиане верят: «У Бога все живы» — и молятся об умерших, как о живых. Ведь смерть, согласно учению Церкви, отнюдь не является завершением жизни души.