Сегодня в нашем праздничном филокартическом портфолио — набор советских восьмимартовских почтовых открыток 1960 — 1970-х годов. На первый и поверхностный взгляд они наивны, просты и даже незамысловаты. Но, если посмотреть на изображения внимательнее, начинаешь понимать: перед нами замечательная работа настоящих мастеров, абсолютно в русле актуальных на тот момент мировых арт-стилей, выполненная с прекрасным художественным вкусом и, что особенно важно, по-человечески душевно, тепло, с добрым юмором. И со строго очерченными гендерными ролями в рисованных сюжетах, но это тогда никого не напрягало и не обижало.
Примерно лет 40 — 50 назад в СССР вполне себе революционный по происхождению Международный женский день в значительной степени утратил свою острую политико-социальную заточенность. Во-первых, потому что считалось, что в советской стране с правами женщин никаких проблем не существует. Во-вторых, обществу для поддержания психологического комфорта требовались не только памятные даты борьбы и труда, но и не обремененные суровым подтекстом, легкие и веселые перформансы, одновременно исполняющие функции объединяющего общего социокультурного ритуала.
Участниками праздника 8 Марта становились все — женщины и мужчины, горожане и сельчане, дети и старички, трудовые коллективы — даже те, где женщин не числилось вовсе. Причем это был тот случай, когда составления списков на «принудительное исполнение» не требовалось. Конечно, находились критики, которых раздражал весь этот восьмимартовский переполох: мол, устраиваете показуху, женщин надо любить и чтить всегда, а не только 8 Марта, о них надо заботиться постоянно, а не то что сегодня получи тюльпан, а завтра отправляйся шпалы разгружать. Что скрывать: было, конечно, в том брюзжании свое рацио. Но. Если уж не выходит получить желанную радость всю и сразу, почему надо отказываться от ее части, доступной в данный конкретный момент?
Самым увлекательным, конечно, становился предпраздничный подготовительный период. В условиях усиливавшегося товарного дефицита в торговой сети мужчинам требовалось совершить невозможное — закупить массу подарков: на работе — женщинам-коллегам, домой — маме, жене, дочке… Сейчас трудно себе представить, но цветы — в основном приморенные гвоздики — «доставали», то есть покупали, либо благодаря знакомству с продавцами немногочисленных цветочных магазинов, либо через длинные очереди, когда настоящий мужчина с шести утра уже нарезал круги вокруг торговой точки, чтобы к ее открытию оказаться среди первых счастливчиков, кому цветочков хватило. Но в том-то в немалой степени и состоял увлекательный компонент момента, можно сказать, азарт! Добыть — значит, победить! А потом, пряча в кармане пальто духи, а под полой пальто, на груди, букетик в целлофане, победитель представлял себя настоящим рыцарем, совершившим подвиг ради дамы! В свою очередь, и дама, принимая с таким трудом завоеванные трофеи, сияла звездой: она ведь знала, как нелегко они достались.
Массированная подготовка к празднику велась в школах и детских садах. Вышивались крестиком платочки, лепились из пластилина цветочки, создавались самые лучшие портреты и пейзажи — и все для них, самых дорогих и любимых, для мам. А праздничные утренники, на которых растроганные мамы и бабушки поголовно плакали от умиления! Собственно говоря, в этом плане практически ничего не изменилось: как и прежде, рисунки рисуются, утренники организуются, слезы счастья проливаются. Что всех нас, конечно, очень радует.
Тем не менее жизнь с тех пор, как увидали свет представленные сегодня открытки, сильно поменялась: теперь перед 8 Марта цветов, самых разных, — море, подарков — океан, забавы — на все вкусы и настроения. И рыцарю требуется добыть только денег, чтобы осчастливить свою избранницу. Казалось бы, все отлично. Тогда почему появляется ощущение, будто традиционный женский праздник, мамин праздник незаметно теряет присущее ему ранее очарование, легкий душевный флер? Может, потому, что пару очарованию все-таки составляет скромность, а изобилие заслоняет его своей избыточностью? В последнее время появилась странноватая услуга: барышни заказывают себе на несколько часов огромный роскошный букет, чтобы, приняв томную позу, с ним сфотографироваться и затем выложить снимок в соцсетях: вот, мол, она я, королева, посмотрите, какие мне цветы дарят, безумные деньги тратят. Было бы смешно, если б не было грустно. Ведь такая фотодевочка, надув и без того надутые губки и вытянув их вперед, как для поцелуя, поцелуй как раз и не получит: камера смартфона пока еще не научилась этого делать. А кроме смартфона, по ту сторону экрана больше-то ничего и никого нет. Одиночество. Вот где беда. Причем не только женская, но и мужская (получается, уравнялись в том, чего лучше бы не было вовсе). И справиться с ней не в силах даже миллиону алых роз, взятых напрокат. А вот три квеленькие гвоздички, которые в свое небогатое время дарили мамам папы этих нимф, обладали поистине чудодейственной силой настоящего сказочного аленького цветочка. И этого у прошлого не отнять. Будем верить, что будущее все же сумеет написать свою прекрасную сказку-продолжение под названием «Праздник 8 Марта», где главные герои — искренность, преданность, забота и, конечно, любовь. А исполнители — мужчины и женщины, женщины и мужчины.