Стало известно, сколько наркотиков было изъято в Беларуси в 2018 году

Происшествия

Наркоугроза все еще актуальна, хоть милиция и более эффективно ей противодействует

Министерство внутренних дел подвело годовые итоги борьбы с опасным зельем. Какие тенденции наблюдались на отечественном наркорынке и сколько международных группировок ликвидировано? Об этом в беседе с корреспондентом «СГ» рассказала заместитель начальника первого управления главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Министерства внутренних дел Екатерина ШЕЛЕГОВА.

— Екатерина Дмитриевна, недавно МВД опубликовало сводку о наркотической ситуации в республике за прошлый год. Там говорится о почти 5 тысячах выявленных преступлений в этой сфере. Много ли это?
— Ежегодно число подобных правонарушений постепенно снижается, и 2018-й не стал исключением. Если сравнивать с 2014 годом, количество преступлений снизилось больше чем на 30 процентов. То есть с каждым годом наркотическая ситуация в республике улучшается. И во многом благодаря своевременному реагированию на серьезную угрозу появления психотропных веществ. Декрет Президента № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», который был подписан в декабре 2014-го, позволил выработать комплексный и системный подход, объединить усилия многих общественных и международных организаций и государственных органов. Все стали вместе бороться с этой проблемой, а у МВД появились новые инструменты воздействия на ситуацию.

После принятых мер мы перестали терять детей. Последний случай летального исхода от употребления наркотиков или психотропов среди несовершеннолетних  зафиксирован в 2015 году. Количество передозировок также снижается. В этом году, например, уменьшилось на четверть. А если смотреть с 2014 года, то оно сократилось в 20 раз. Но бдительности не теряем, постоянно говорим о том, что наркоугроза все еще существует — милиция и стала более эффективно и качественно ей противодействовать.

Изменять наркотическую обстановку к лучшему помогает профилактика. Она дает возможность оградить детей и подростков от этой проблемы. Итог — снижение по сравнению с 2017-м годом количества наркопреступлений с несовершеннолетними почти на 40 процентов. Однако при этом тяжких и особо тяжких преступлений у молодежи стало больше.

— Какие еще тенденции наблюдаются в сфере борьбы с наркотиками?

— При снижении числа преступлений количество фактов сбыта не изменилось. То есть фигурантами большей части уголовных дел стали распространители. Это говорит о том, что МВД не нацелено на потребителей. Этим людям нужна квалифицированная медицинская помощь. Наша цель — организаторы интернет-площадок, каналов поставок наркотиков из-за границы.

Хочу заметить, что преступность носит сегодня более организованный характер. В 2018 году в 1,7 раза увеличилось количество правонарушений, совершенных группой лиц. Порой эти люди работают из-за рубежа. В таких случаях наше ведомство сотрудничает с иностранными коллегами, и вместе мы пресекаем их преступную деятельность. За 12 месяцев прошлого года выявлено 29 каналов поставок. В этой сфере с пограничным и таможенным комитетами мы также добились хороших результатов. Например, на одном из пунктов пропуска Гомельщины задержали нескольких белорусов. Транзитом через Украину они везли из Доминиканы ром, в котором была растворена приличная доза кокаина.

— Также было закрыто 7 подпольных нарколабораторий. По сравнению с 2017 годом их стало меньше?

— Нет, число выявленных лабораторий не уменьшилось. В первую очередь это связано с ужесточением контроля на границах республики. Провезти наркотики и психотропы стало намного сложнее, наказания за эти преступления тоже достаточно жесткие. Поэтому некоторые пытаются готовить их самостоятельно. Для этого ввозят из-за рубежа необходимое оборудование и прекурсоры, приспосабливают помещения и создают психоактивные вещества — в основном альфа-PVP. Причем в некоторых случаях люди действуют не в одиночку. Один из примеров из Минска. Там несовершеннолетний молодой человек вовлек нескольких товарищей постарше и вместе с ними производил психотроп. А еще один безработный минчанин, которому чуть-чуть за сорок, успел сделать в гараже полкилограмма запрещенного вещества.

Кроме лабораторий, создаются и помещения для выращивания конопли и других наркосодержащих растений. В 2018 году мы нашли и ликвидировали 42 таких помещения. Также возбуждено 70 уголовных дел за содержание наркопритонов.

— В общем и целом, насколько известно, на территории Беларуси изъяли 743 килограмма наркотиков и 36 килограммов психотропов… 

— Причем достаточно много изъятого товара шло через Беларусь транзитом. К примеру, гашиш, который везут из Марокко в Россию. Если бы мы не выявили такие каналы поставок, часть наркотика вернулась бы в республику в расфасованном виде. В обратном направлении, с востока на запад, пытаются везти психотропы. Но в итоге мы, с одной стороны, задерживаем наркотики, а с другой — раскрываем международные преступные группировки, крупных игроков наркобизнеса.

Психотропов нашли на 4 килограмма больше, чем в 2017 году. Вещества этой группы, кстати, изымают чаще всего — и это несмотря на то, что наркотиков растительного происхождения выявлено в разы больше. Так происходит из-за незначительных по весу закладок: к примеру, 1 грамма того же карфинтанила хватит, чтобы сразу 10 человек получило передозировку.

— Пару лет назад возникла ситуация, когда производители психотропов пытались обойти закон, незначительно изменяя формулу вещества. Как дело обстоит сейчас? 

— Наш рынок перестал быть интересен для таких дельцов. В первую очередь из-за ужесточения законодательства за их изготовление в условиях лаборатории и упрощения процедур по запрету опасных веществ и их аналогов. Беларусь — одна из немногих стран Европы и мира, где для внесения в списки незаконных психоактивных веществ нужно не больше недели. Поэтому такая проблема у нас решена.

К слову, белорусскую практику введения запретов на психотропы и их аналоги перенимают в Казахстане, России, Узбекистане и других странах.

— Торговля наркотиками ушла с улиц в интернет-пространство. Как боретесь с киберпреступниками?

— В 2018 году подали в Министерство информации уведомления с просьбой ограничить доступ к 152 интернет-ресурсам, содержащим сообщения и материалы о незаконном обороте наркотиков. На данный момент задержали почти всех владельцев крупных интернет-магазинов. В какой-то момент они начали переходить на иностранные социальные сети и мессенджеры, создавать там соответствующие сообщества и каналы. Однако у нашего ведомства налажено взаимодействие с иностранными коллегами, которые помогают им противодействовать. Также мы сотрудничаем с американским агентством по противодействию незаконному обороту наркотиков, что еще больше ускоряет все процессы в этой сфере.

Кроме этого, удалось заблокировать транзакции по 191 кошельку электронных денег, на который переводились определенные суммы за наркотики и психотропы. То есть ведем борьбу по всем фронтам.

— Спасибо, Екатерина Дмитриевна, за интервью!
 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *