Ульяна Маринчук, урожденная жительница д. Кузьмичи, за свою вековую жизнь (родилась она в 1912 году, но в паспорте записали 1915) навидалась всякого. И насильственную коллективизацию, и военное лихолетье – концлагерь, мучительный голод, гибель близких…– пришлось пережить бедной женщине.
О своей родной деревне Кузьмичи, исчезнувшей после аварии на ЧАЭС, о родительском доме, которого давно нет в помине, Ульяна Григорьевна вспоминает с большой теплотой и любовью. Она была тринадцатым ребенком в дружной многодетной семье (никого из братьев и сестер в живых уже не осталось). Ни писать, ни читать столетняя старушка не умеет: в школу она не ходила, так как с малых лет надо было работать, помогать матери по хозяйству.
Замуж вышла в Лукавцы. Перед самой войной вместе с мужем переехали в Ельск, где Ульяна Маринчук и сейчас живет.
Во время войны Ульяна Григорьевна помогала партизанам: передавала через связных сведения об оккупационных войсках, соль и другие продукты питания. Но недолго ее хранила судьба. Молодую женщину, у которой в то время был годовалый ребенок, схватили гестаповцы (кто-то выдал ее). После жестоких побоев и издевательств ее бросили в концлагерь, где каждый день от изнурительного труда, мучительного голода, холода и избиений умирали люди.
– Столько всего навидалась, столько выстрадала! – рассказывает, тяжело вздыхая, Ульяна Григорьевна. – Когда меня схватили, осталось мое годовалое дитятко. Спасибо соседке: за-брала она его к себе, а потом сестре моей передала. В лагере я день и ночь только о нем и думала: жив ли, нет ли?..
Гитлеровцы не считали нас за людей, издевались, как хотели… Держали за колючей проволокой, морили голодом… На моих глазах каждый день людей вешали…
Ульяне Григорьевне удалось выжить в том аду. После освобождения нашей земли от немецко-фашистских оккупантов она вернулась домой, где ее ждало большое горе: умер ребенок, муж погиб на фронте…
После войны она снова вышла замуж – за партизана, у которого фашисты убили всю семью. Но и второй муж прожил недолго – сказались раны, полученные во время войны.
До выхода на пенсию Ульяна Григорьевна работала в леспромхозе, уборщицей в школе, сторожем в сберкассе… Из четверых детей выжил только сын Сергей (от второго мужа), который заботливо опекает свою столетнюю мать, помогает ей по дому, хозяйству.
Несмотря на все беды, выпавшие на долю Ульяны Григорьевны, она не растратила своей душевной красоты и любви к жизни. Только доброта и любовь к ближним спасут мир, считает старушка.
Анна Алесина