Посадка в один шаг
Разработка нового трамвая Т811 началась полтора года назад. С одной стороны, не на пустом месте, поскольку у предприятия богатый опыт изготовления наземного городского электрического транспорта. С другой — в этой модели кардинально модернизирована механическая часть.
— По своей электронной начинке трамвай немногим отличается от троллейбуса и электробуса: «мозги» построены на одних и тех же принципах, — рассказывает Олег Быцко, заместитель генерального директора BKM Holding по инновационному развитию. — Разве что система управления более сложная, ведь на трамвае установлены четыре двигателя, а не один. Соответственно, необходимо обеспечить их синхронную работу.
В сборочном цехе стоит уже почти готовая машина черно-красного цвета, которую ждут в Барнауле. Сейчас российский рынок — основной потребитель наших разработок. Салон вагона выдержан в серо-бордовых тонах. Принципиальное внешнее отличие от трамваев, что бегают по улицам Минска, заметно сразу: здесь нет высоких ступенек на входах, по которым нелегко взбираться пожилым, мамам с колясками, людям с ограниченными возможностями. Это первая произведенная на предприятии модель трамвая со стопроцентно низким полом.
— Чтобы сделать его, пришлось разработать принципиально новую тележку, — подчеркивает Олег Быцко. — Это отдельное устройство, основной элемент ходовой части. До этого в зоне над тележкой была ступенька, теперь — ровный коридорчик. К слову, в передней части вагона он задуман немного шире, чем у троллейбуса: комфортнее расходиться пассажирам, которые приобретают билет у водителя, или проходить контролеру. Сиденья здесь расположены по схеме «два плюс один», то есть слева они установлены в два ряда, а справа — в один. Позади — размещение «два плюс два». В этом вагоне длиной 16,5 метра установлено 35 сидений, а всего в нем поместится одновременно около 160 человек. Но в зависимости от пожеланий заказчика количество посадочных мест можно изменить — как для Мозыря.
Город белорусских нефтяников заказал у BKM Holding 10 новых низкопольных трамваев. Первые четыре уедут туда уже в феврале следующего года. Причем в Мозыре свои особенности городских перевозок. Трамваи наиболее популярны у работников предприятий в утренние и вечерние часы пик. Поэтому перед изготовителями стояла задача максимально увеличить количество посадочных мест.
Накопительные площадки у дверей не предусмотрены, а все сиденья размещены по схеме «два плюс два».
Кстати, о дверях. Если в привычном трамвае мы видим три двустворчатые, то в новом их четыре: по одностворчатой спереди и сзади и две двустворчатые в базе между тележками. По словам заместителя генерального директора, эта схема, как и низкий пол, позволила предприятию участвовать в российских конкурсах. Благодаря ей увеличивается скорость пассажиропотока. В центре вагона — большая накопительная площадка. Здесь предусмотрено место с мягкой спинкой и ремнями безопасности для инвалидной коляски. А также фиксаторы для велосипедного колеса. Да-да, в этом транспорте вполне можно поместиться с двухколесным другом.
Максимум удобства
Узконосая вытянутая мордочка трамвая, оказывается, не только запоминающийся дизайнерский ход, но и прикрытие для вагонной сцепки. Во «лбу» трамвая — большое электронное табло, где будет значиться номер маршрута, а также его начальные и конечные пункты. Такое же табло дублирует информацию сбоку.
— Опции внутри салона в разных городах могут отличаться — в зависимости от пожелания заказчиков, — отмечает Олег Быцко. — Но практически все вагоны снабжены системой видеонаблюдения: одна камера записывает дорожную обстановку перед трамваем, вторая «присматривает» за водителем, а набор камер в салоне исключает слепые зоны. При необходимости запись в режиме онлайн передается на диспетчерский пункт. Это повышает безопасность перевозки пассажиров.
Кроме того, есть система кондиционирования, автоматического пожаротушения, USB-разъемы для зарядки телефонов, Wi-Fi, GPS, мультимедийная система и, разумеется, система оплаты проезда — кому компостеры, кому валидаторы, кому терминалы.
К слову, значительную роль в разработках играют программисты, ведь электронику и микропроцессорную технику для своего транспорта BKM Holding делает сам. При изготовлении нового трамвая соблюдается приблизительный паритет между белорусскими и российскими комплектующими. Доля критического импорта составляет около пяти процентов в денежном выражении.