Владимир Баранец, мастер Кочищанского лесничества, уроженец д. Скородное, бережно хранит письма и фотографии своего лучшего друга детства Виктора Лубенского, погибшего в Афганистане.
Почти сорок лет прошло с того страшного дня, когда Володя Баранец, в то время проходивший преддипломную практику в одном из районов Витебской области, получил из дома письмо, в котором отец сообщил ему о смерти лучшего друга – Витьки Лубенского. Отец подробно описал похороны солдата с военным оркестром и салютом в его честь, о том, что все Скородное в трауре, что даже обычно сдержанные мужчины плакали навзрыд…
– С Витькой мы вместе росли, вместе пошли в первый класс, сидели за одной партой, – рассказывает Владимир Алексеевич. – Наши семьи жили по соседству, так что и игры, и детские забавы у нас были общие.
Голубоглазый, с русыми волосами весельчак и балагур, он был душой любой компании. С ним всегда было интересно. Правда, в подростковом возрасте он легко поддавался влиянию старших парней, рано начал курить, забросил учебу… Но зато он никому не отказывал в помощи. Если в школе просили что-то сделать – Витька всегда пожалуйста. И дома родителям помогал по хозяйству, оберегал младших брата и сестру. Витя был очень добрым, чутким, душевным парнем. После 8-го класса он поступил в ПТУ, до призыва в армию успел поработать в совхозной мастерской.
Владимир Баранец с грустью вспоминает о проводах в армию своего друга Витьки, который шутил, веселился, мечтал, как вернется из армии… Тогда он даже не предполагал, что видит друга в последний раз.
Виктор Лубенский писал письма Владимиру из «учебки», которую он проходил в Ашхабаде. В них он подробно рассказывал о Туркменистане, о том, какие высокие горы и какая невыносимая там жара, о пустыне Каракумы…
Каждое письмо начиналось с приветствия: «Здравствуй, друг Вовик!» или «Здравствуй, братан!» В одном из писем он написал: «Ты хоть не женись, покуда я из армии не приду. А приду домой, тогда погуляем…».
Потом стали приходить письма из ДРА (Демократической Республики Афганистан). Витя писал, что «служу пока отлично, замечаний со стороны командования не имею». В одном из писем рассказал, что его представили к высокой государственной награде – медали «За отвагу»: «Во время Джелалабадского рейда взяли караван с оружием. В той операции я отличился…».
Правда, свою награду отважный боец так и не получил. А спустя какое-то время после его смерти преданный друг Володя Баранец писал письма во все инстанции, чтобы узнать, почему семье Виктора Лубенского не передали медаль «За отвагу»…
Виктор Лубенский погиб в Афганиста не 6 июля 1984 года, не дожив до своего двадцатилетия ровно месяц. О его последнем бое написал Владимиру Алексеевичу сослуживец Виктора из России Олхазур Джаблаев (они долгое время переписывались).
По рассказам Олхазура, взвод их попал в засаду. Виктор, будучи раненым, пытался вытащить из-под огня своего товарища, но взрыв мины оказался роковым для обоих. В том жестоком бою выжили только двое – Олхазур и еще один боец.
Посмертно Виктор Лубенский награжден орденом Красной Звезды.
Каждой весной на Радуницу Владимир Баранец приезжает на могилу своего друга с цветами (по словам его дочери Татьяны, одно время он даже выращивал для своего друга черные тюльпаны). В сердцах близких и друзей – всех, кто его знал, Виктор Лубенский навеки остался 19-летним обаятельным парнем, любящим жизнь и свое родное Скородное.
Жанна Найман
Фото Анастасии Беляк