Мария Черная из д. Санюки Ельского района радуется каждому прожитому дню

Личности Мудрый возраст

Мария Михайловна Черная недавно отпраздновала 90-летний юбилей. Общаясь с  Марией Михайловной, думаешь, каждому бы такой оптимизм, жизнерадостность и ясность ума после девяти десятков лет жизни, в которой было много всего.

Так, сильный отпечаток в судьбе женщины оставила Великая Отечественная война. Несмотря на то что в годы военного лихолетья Мария Черная была ребенком, она до сих пор в мельчайших подробностях помнит все ужасы, которые заставили пережить фашисты ее семью и односельчан. Вспоминая отдельные эпизоды, женщина и сегодня не может сдержать слез.

Когда началась война, Марии Михайловне было всего 8 лет. Семья девочки – мама, папа, сестренка Наталья и бабушка с дедушкой – жила в д. Санюки в  том же доме, где и сейчас живет Мария Михайловна. Жили хорошо, можно сказать, даже зажиточно. Много трудились, держали большое хозяйство, дедушка был известным пчеловодом.

Когда линия фронта вплотную подошла к домам санюковцев, местным жителям ничего не оставалось, как спасать свои жизни и жизни своих детей. Одни  прятались в лесу, другие «уходили в беженцы».  Так и Мария с матерью и сестрой Натальей (отец был на фронте) бежали в   д. Половки, к тетке. Правда, пробыли там недолго. Как-то утром рядом с домом упал снаряд, в доме выбило окна. Мать схватила детей – и побежали спасаться в сторону д. Романовка. «Помню, как бежали, – вспоминает Мария Михайловна. – Помню свой страх. Когда снаряды разрывались впереди, было не так страшно, как ежели они взрывались за спиной…»  Передохнув в Романовке, мать с двумя малолетними детьми отправилась в д. Завойть Наровлянского района.  Некоторое время жили там. Потом вместе с солдатами, которые стояли в селе, дошли до деревни Красное, что в Наровлянском районе. Там семью на постой пустили хозяева одного из местных домов. «Гостей» особо никто не привечал, наоборот – хозяева всячески показывали, что им тут не рады. Мария Михайловна вспоминает: «Наша дорога была от двери до печи, за стол нас не пускали. Когда садились обедать, нас не звали. Выживали за счет того, что я, как самая младшая, ходила по домам и просила еду (сестра стеснялась, мама трудилась по хозяйству, за это нам разрешали оставаться в доме). Помню, как в одном из домов хозяйка выгнала меня и накричала, сказав, что мы свое все немцам оставили, а сейчас попрошайничаем… На мое счастье через улицу стояла солдатская кухня. Я пошла туда и говорю:  «Дядечка, может у вас что осталось, мы уже 3 дня ничего не ели. Он положил мне пшенной каши, 3 кусочка мяса и донес миску с едой до дома (у меня сильно болела нога, я ходила с палочкой). Эту кашу я помню до сих пор…»

Когда освободили Санюки, семья Марии Михайловны решила вернуться в родную деревню. Дорога и все вокруг было заминировано, вспоминает наша собеседница, шли по следу друг за другом. Кто оступался – погибал… Вернулись домой, а там ни окон, ни дверей – немцы все на блиндажи разобрали. Бабушки и дедушки в живых уже не было. Их, как и многих других сельчан, расстреляли немцы… Отец, как стало известно только недавно (внучка Оксана разузнала), погиб в концлагере в Польше.

– Я никогда не думала, что когда-то еще услышу про войну. Это самое страшное горе, что может только случиться. А сейчас она – война – совсем рядом. Как люди это допустили?! Наверное, забыли, какой ценой достался нам мир. Поэтому сегодня наша святая обязанность  сохранять и передавать из поколения в поколение правду о той страшной войне, о мужестве и героизме наших земляков, о страданиях, которые выпали на долю ни в чем не повинных людей. Все это нужно, чтобы страшная трагедия не повторилась вновь. Дай Бог вам, детки, никогда не узнать, что такое война, – говорит Мария Михайловна. – Любите жизнь, ни на кого  не злитесь, не ругайтесь и радуйтесь каждому прожитому дню.

Жанна Денисова

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *