Помогать тем, кто в этом нуждается

Местные власти

Справедливое отношение к людям — одно из основных требований Президента Беларуси Александра Лукашенко к руководителям всех уровней. Особое внимание в связи с этим уделяется работе с обращениями граждан, каждое из которых необходимо рассматривать индивидуально, непременно помогая тем, кто в этом действительно нуждается.
Разрешение наиболее острых и общественно значимых вопросов ставится на особый контроль, что помогает оперативно выявлять волокиту и формализм в работе местных властей. Тем не менее, поток писем в госорганы не иссякает. О том, на что чаще всего жалуются, как ведется работа с гражданами, и не отправляют ли их чиновники на хождение по «замкнутому кругу» в решении жизненных вопросов, рассказал начальник главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Администрации Президента Беларуси Станислав Буко.

буко-1
Почему у граждан возникает необходимость в различных жалобах? Это элементарное незнание или непонимание правовых норм самими гражданами, пассивность чиновников на местах или, может, несовершенство законодательства?
— Злободневные вопросы, с которыми обращаются граждане, касаются разных сфер жизнедеятельности. Пятая часть от поступивших в этом году в Администрацию Президента обращений связана с жильем и жилищно-коммунальным хозяйством. Здесь и нарекания на работу коммунальных служб, проблемы улучшения жилищных условий, выделение кредитов на строительство жилья, предоставление земельных участков.
Много вопросов связано и с благоустройством территорий. В два раза увеличилось количество обращений по вопросам приватизации жилья. Принимая во внимание остроту и актуальность для населения подобных вопросов, подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда», который подписал Глава государства. В документе максимально учтены интересы людей.
Более 21 % обращений связаны с деятельностью правоохранительной сферы, работой судов и органов юстиции. Темы агропромышленного комплекса, землепользования и землеустройства затрагиваются почти в 5 % случаев, чуть меньше процент обращений по вопросам здравоохранения, образования и науки, культуры.
Указом «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» закреплен принцип первоочередного рассмотрения обращений непосредственно на местах. Вместе с тем люди зачастую выбирают «путь наименьшего сопротивления» и пишут Главе государства, в республиканские органы госуправления. Как это отражается на вашей работе?
— Безусловно, это усложняет нашу работу. Ведь примерно 70 % от поступивших обращений должны были быть рассмотрены, прежде всего, на местном уровне. Если бы все происходило четко по установленным правилам и большинство обращений рассматривалось бы в соответствии с компетенцией на местах, то у нас было бы больше времени на рассмотрение обращений, которые требуют детального и всестороннего изучения той или иной проблемы. Сегодня каждое пятое обращение, поступившее в Администрацию Президента, находится на контроле. Это означает, что ход его рассмотрения находится в поле зрения до окончательного разрешения вопроса.
Не секрет, что бывают случаи, когда граждан с их вопросами отправляют по «замкнутому кругу». То есть их обращение передается на рассмотрение в ту же нижестоящую инстанцию, на решение которой они и жаловались. Сохраняет ли эта проблема актуальность?

— Качество работы зависит от конкретного человека, от руководителя. Если провести анализ работы с обращениями на местах, то есть руководители, которые, по отзывам самих же граждан, очень внимательно относятся к решению проблем, всегда выслушают, постараются помочь. Для других главное — производственные показатели, а людские проблемы отходят на второй план, вот их и пускают по кругу. Но они забывают о том, что все эти показатели и проценты создаются именно трудом людей и что человек должен быть на переднем плане.
Приходит человек в местный орган власти, и от того, как его встретили, как поговорили, в конечном итоге зависит формирование общественного мнения. Когда мы проводим мониторинги, выезжаем на приемы граждан в различные регионы, мы обязательно обращаем внимание на вопросы качества работы с обращениями, спрашиваем у простых людей мнение на предмет отношения местных руководителей.
Работа с обращениями граждан в Беларуси проводится на системной основе. Это и выездные приемы, непосредственный контроль над решением наиболее острых вопросов. В чем важность такого непосредственного контакта с людьми?
— Я очень высоко оцениваю роль и значимость личных приемов. Одно дело, когда написано на бумаге, а другое, когда непосредственно беседуешь с человеком, можешь задать уточняющие вопросы. Руководителю, который работает с людьми, как правило, достаточно нескольких минут разговора, чтобы составить мнение о человеке. Практически сразу видно, действительно ли он пришел с проблемой или где-то лукавит. Поэтому личный прием — это очень хорошая форма работы с населением.
В нашей стране сформирована необходимая законодательная база, налажена системная работа, включающая не только изучение письменных обращений, но и выездные приемы граждан, комплексный анализ отдельных проблем, проводятся различные мониторинги.
Справочно: 
За 9 месяцев нынешнего года в Администрацию Президента поступило 19,4 тыс. обращений, в Совет Министров — более 4 тыс., в Комитет государственного контроля — около 3,6 тыс.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *