Старшее поколение считает, что свадебные обряды должны соблюдаться, так как они были созданы много веков назад и веками передаются из поколения в поколение. Некоторые свадебные обряды и обычаи изменяются со временем, какие-то и вовсе исчезают, а появляются новые.
Традиция передавать эстафету замужества в белорусском свадебном обряде была. Но она выполнялась при помощи свадебного веночка и фаты. Ближе к финалу свадьбы, уже в доме у жениха, свекровь снимала с головы невесты свадебный убор, символизирующий ее девичество, добрачную жизнь, и надевала намитку, платок, чепец, символизирующий замужество. Затем свадебный головной убор надевали на голову шаферке – близкой подруге невесты. Гармонист играл польку или вальс, и пока длилась музыка, невеста танцевала с подругой, как бы утверждая, что следующей невестой будет она. Затем венок и фату передавали свекрови, которая торжественно вешала его в красном углу.
Обязательной традицией на свадьбе всегда было благословение молодых хлебом-солью перед тем, как все сядут за праздничный стол. Хлеб-соль, принимаемый из рук родителей, – это как фундамент супружеской жизни, который закладывается здесь и сейчас, стоя у порога! И поэтому хлеб никогда не ломали, не кусали, выясняя таким образом, кто в семье будет главным. Молодожены целовали хлеб, после чего он занимал свое почетное место на свадебном столе, прямо перед ними. Всю дальнейшую церемонию хлеб-соль служил для молодых одним из оберегов, своеобразной защитой от любых недобрых взглядов и помыслов. Ведь соль – кристалл, который «стирает» негативную информацию, не зря в народе говорили: «Соль таму у вочы, хто дабра нам не хоча».
В белорусской семье главой всегда был мужчина, хозяин. «Почетный свидетель» – так с совет-ских лет называют друга и подругу жениха и невесты. Традиционно же они носили совсем другие, более колоритные и красивые названия, которые бы стоило вернуть на наши свадьбы. На Минщине их называли шафер и шаферка, на Гомельщине – маршалок и маршалка, Витебщине – подженишок и подневестица, Гродненщине, Брестчине – дружбант и дружбантка, на Полесье – дружки. К сожалению, об этом не знает сегодня не то что молодежь, но и люди более старшего поколения.
На свадьбах всегда были ответственные чины – сват и сваха. Традиционно сватами на свадьбе были крестные отцы жениха и невесты вместе со своими женами, а свахами – крестные матери с мужьями, итого четыре пары. Наличие у крестных родителей пары было доказательством того, что они достойны быть сватами на свадьбе. Если же, скажем, крестная мать овдовела, развелась или по какой-то причине не могла присутствовать на свадьбе вместе с мужем, то на их место выбирали счастливую супружескую пару, которая вместо них выполняла функции сватов. Сегодня же в этой роли на свадьбе зачастую выступают чужие друг другу люди, что совершенно не соответствует традиции.
Отличительным знаком свата и свахи на свадьбе традиционно был белорусский рушник. Узел у свата располагался справа, у свахи – слева, и когда они – супружеская пара – становились рядом, повязанные рушники повторяли контуры крыши дома, радугу, арку счастья. Сегодня пару сватов перевязывают ленточками, на которых одинаково, слева направо написано «Сват» и «Сваха». И когда они становятся рядом, ленты образуют две параллельные линии.
Сегодня в наших магазинах в достаточно широком ассортименте есть замечательные белорусские рушники. И что мешает нам вернуться к исконной традиции использовать их в свадебной церемонии, а потом сохранять на добрую память? В то же время сват, вернувшись со свадьбы, с удовольствием сохранит повязанный ему рушник, в отличие от мятой-перемятой ленточки. Белорусские рушники начинают переживать на свадьбах свое «второе рождение», и это замечательно.