За деревней Движки, на опушке леса, стоит памятник красноармейцу Матросову, а на гражданском кладбище – Ставцевилья. Эти красноармейцы были убиты, находясь на боевом посту. Так гласят надписи на памятниках.
Бывая на гражданском кладбище в д. Движки, всякий раз подхожу и к памятнику с красной звездой, который расположен в центре, чтобы поклониться красноармейцу, погибшему на боевом посту. Надпись на плите гласит, что здесь захоронен красноармеец железнодорожного полка Ставцевилья. Он был зверски убит на боевом посту. Это случилось 3 августа 1932 года, читаем мы надпись на памятнике. И еще здесь значится дата рождения бойца – 1908 год. Красноармейцу Ставцевилья исполнилось всего-то 24 года. Молодой парень только начинал жить и строить планы на будущее, думал о семье и детях…. Но судьбой уготовано ему было пасть смертью храбрых, защищая родную страну, на боевом посту.
Зверски замучили красноармейца Ставцевилья враги…. Больше мы не знаем о нем ничего….
Общаясь с местными жителями, мы слушали воспоминания старожилов и коренных сельчан. Однако никто толком не знает подробностей той истории, которая разыгралась вблизи д. Движки в далеком 1932 году. Вот только Виктор Семененко вспомнил, что его отец Александр рассказывал, когда хоронили отважного бойца, то раздался автоматный залп в память о погибшем герое.
Виктор Семененко около памятника красноармейцу Матросову
Братья Виктор и Анатолий Семененко, коренные жители деревни Движки, привели этот памятник в порядок, зачистив буквы, чтобы они были хорошо читаемы, вокруг его установили цепи и покрасили их в черный цвет. За этим памятником сейчас ухаживают школьники.
О втором памятнике я слышала в детстве, но никогда не видела вблизи. Он был установлен в открытом поле за деревней Движки на месте захоронения красноармейца Матросова.
– Надо что-то делать с памятником, находящимся на опушке леса, – выразил обеспокоенность Анатолий Семененко, подойдя ко мне на Радуницу, когда мы посещали место захоронения своих родных. – Желательно его перевезти на кладбище, установить здесь, чтобы школьники, да и все люди могли преклонить голову или положить цветы у его подножия.
Чтобы понять, о каком памятнике идет речь, журналисты отправились в д. Движки. Там мы встретились с братьями Семененко. Виктор согласился поехать с нами, чтобы показать место расположения памятника красноармейцу Матросову. По дороге он рассказал нам, что когда-то надгробие было установлено на могиле красноармейца в открытом поле. Рядом с могилой росли четыре березки, охраняя вечный покой отважного бойца.
– Шло время…. Где-то в 80-е годы прошлого века кто-то решил, что поле нужно запахать, а памятник свезли и установили на опушке леса, – поделился воспоминаниями Виктор Семененко. – Так и стоит безмолвно он сейчас. Конечно, время сделало свое дело. Теперь не сразу прочтешь надпись на памятнике, хотя фамилия Матросов бросается в глаза. Если произвести зачистку, то все буковки и цифры можно будет прочесть. Так мы узнаем и о дате, когда был убит на посту этот солдат.
Памятник красноармейцу Ставцевилья на кладбище в д. Движки
Мы ехали по деревенской, а минуя кладбище, по полевой дороге и вскоре наш проводник велел остановиться. Выйдя из машины, увидели среди молодых деревцев серый памятник пирамидной формы. Он безмолвно стоял в тени ветвей….
Подойдя поближе, смогли прочесть надпись: «… Матросов… убит на посту 27.5». Конечно, время затянуло некоторые буквы и цифры, но после обработки они должны читаться, уверяет Виктор Семененко.
По дороге в редакцию созвонились с директором Ельского краеведческого музея Татьяной Кашевич, чтобы узнать, знают ли работники музея о памятниках красноармейцам в д. Движки и взяты ли они на учет. Как выяснилось, об этих памятниках никто не знает. Но Татьяна Кашевич откликнулась и сказала, что готова выехать с журналистами и работниками сельсовета, чтобы сделать необходимые записи и попытаться через базу данных найти родственников погибших бойцов. Кто знает, может быть, Матросов и красноармеец Ставцевилья значатся в списках. Да и поставить на учет данные захоронения необходимо.
В то время как вся Европа воюет с памятниками и памятью о войне, снося надгробия и уничтожая братские захоронения, мы должны, мы обязаны заботиться о каждом воинском захоронении, ухаживать за могилками павших героев и простых солдат, привлекая к этой работе наших детей, рассказывая им всю правду о том страшном времени. Дети должны знать о цене, которую заплатили наши деды и прадеды за победу, за наше мирное и ясное небо, за наше будущее и будущее наших внуков и правнуков.
Продолжение следует…
Татьяна Петрухно
Текст опубликован в газете «НГ» от 15 июня