Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 октября заслушал доклад по вопросам развития сети республиканских автомобильных дорог и формирования транспортной инфраструктуры, обеспечивающей часовую доступность к городам-спутникам, сообщает БЕЛТА.
На доклад к главе государства пришел не только министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович, но и профильный вице-премьер Анатолий Сивак, заместитель главы Администрации Президента Александр Егоров и генеральный директор ОАО «Управляющая компания холдинга «Белавтодор» Юрий Масюк.
Открывая встречу, Александр Лукашенко подчеркнул, что состояние автомобильных дорог — наиважнейший вопрос для белорусов. Эту тему на уровне Президента планировали обсудить уже давно. В Беларуси сейчас реализуется масштабная государственная программа «Дороги Беларуси», и 2025 год — завершающий, поэтому на следующую пятилетку разрабатывается новая госпрограмма.
О развитии транспортного сообщения с городами-спутниками
«Сплошные пробки, необходимость строительства в огромных масштабах развязок, дорог и так далее. Что приятного для человека жить в этой железобетонной «одежде», и кругом автомобили, автомобили, автомобили», — сказал Президент.
«Нам надо подумать о строительстве более скоростных, независимых от автомобильных дорог, участков. Я не думаю, что это займет много времени или больших денег (потребует. — Прим. БЕЛТА)», — отметил Александр Лукашенко.
Он упомянул опыт Астаны, где решили построить надземное метро. Предполагалось, что железнодорожные линии будут располагаться на железобетонных опорах. Однако из-за этого проект вышел дорогим и поэтому приостанавливался. «Это очень дорого. У нас что, есть такая необходимость? Нет. Мы можем построить наземное метро. Не будем рыть, как крот, под землей эти траншеи, а можем выйти на поверхность в конце контуров Минска и доехать до тех же Смолевичей, Логойска и так далее. Я не думаю, что это по нынешним временам огромные деньги», — заявил Президент.
«Мы, конечно, там (в городах-спутниках. — Прим. БЕЛТА) будем и рабочие места создавать, но некоторые будут стремиться в Минск на работу и по другим вопросам. Поэтому надо создавать нормальное не только автомобильное, но и железнодорожное, и прочее сообщение. Знаю, что и струнный транспорт разрабатывается, много разработок в мире уже есть. Поэтому в этом направлении нам надо двигаться, и в следующей пятилетке вопросы городов-спутников, особенно для Минска, мы должны решить. Это должна быть отдельная программа или подпрограмма в программе «Дороги Беларуси», — поручил глава государства.
О международной магистрали Москва — Брест
Более половины дорог уже есть, но их надо модернизировать и привести в порядок, поручил он.
Президент обратил внимание, что строительство и ремонт дорог — это немалые деньги. По информации Министерства транспорта и коммуникаций, чтобы провести текущий, то есть ямочный ремонт одного километра дороги, требуется Br350 тыс. А на полную реконструкцию, когда из двух полос делают полноценные четыре, — в среднем Br10 млн.
«Мы тратим деньги, которые платят перевозчики, транспортируя грузы в основном по международным магистралям, основным республиканским дорогам. Мы с них берем деньги и вкладываем в дорожную сеть. В том числе и из бюджета. И если мы не будем основные трассы поддерживать в нормальном состоянии, к нам никто не поедет. Значит, не будет денег вообще на дорожное строительство. Поэтому люди должны понимать, что мы торопимся и прежде всего строим, приводим в порядок и ведем ремонт на этих основных трассах. Каждый год. И будем это делать, потому что они приносят нам деньги», — пояснил глава государства.
«То есть мы уже алгоритм действий нащупали в строительстве и поддержании в нормальном состоянии дорог. Осталось действовать», — резюмировал Президент.
Как подтолкнуть белорусов к строительству жилья в деревнях
Эти вопросы, добавил Александр Лукашенко, необходимо учесть при формировании госпрограммы на следующую пятилетку.
Сколько дорог ремонтируют в Беларуси
Президент поинтересовался, как решаются поставленные перед правительством задачи в части строительства и ремонта дорог, а также по развитию транспортной инфраструктуры между столицей и городами-спутниками.
Как доложил министр транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович, если в 2023 году было отремонтировано более 3 тыс. км дорог и 107 мостов, то в 2024-м — уже свыше 5 тыс. км дорог и 117 мостов. «Реконструировали, капитальный ремонт, текущий», — пояснил он.
«Если говорить о республиканских автомобильных дорогах, то из 16 тыс. км более 1,7 тыс. км мы отремонтируем в этом году», — отметил Алексей Ляхнович.
«Вы не забудьте, я ставил перед вами задачу, что там, где только возможно (и невозможно), мы должны строить дороги с бетонным покрытием, — напомнил о своем поручении Президент. — Бетон есть бетон. Я каждый день езжу по логойской трассе — да, она уже трещины дала, так она более 50 лет эксплуатируется. Дала трещины, мы их заделали — и нормально. В этой программе красными буквами должно быть определено строительство бетонных дорог».