Как вы думаете, когда Беларусь получила право называть себя космической державой? Может быть, в марте 2024 года, когда первый в истории суверенной Беларуси космонавт Марина Василевская отправилась с научно-исследовательской миссией на МКС? Или в июле 2012 года, когда первый белорусский спутник БКА был успешно запущен на орбиту? На самом деле старт космической эры в Беларуси приходится на 50-е годы прошлого века. Именно тогда между Советским Союзом и Соединенными Штатами началась космическая гонка. Белорусские ученые и инженеры участвовали в создании многих технических новинок, без которых космические полеты были бы просто немыслимы.
В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» вы узнаете, как белорусы перевернули представление о космическом приборостроении и научили спутники рассматривать Землю в мельчайших подробностях. Что общего между космической отраслью, метеорологией, криминалистикой и обороноспособностью государства. А еще мы расскажем, какие предприятия Александр Лукашенко называет «предприятиями завтрашнего дня» и что, по словам Президента, является лакмусовой бумажкой, способной оценить возможности и способности государства.
Как в Беларуси стали производить аппаратуру для космических систем
Чтобы найти ответы на обозначенные вопросы, мы заглянули в гости к ведущему производителю оптико-электронной продукции в Беларуси. Предприятие «Пеленг» хотя и открытое акционерное общество, но, по сути, закрытый секретный объект. Компания была образована в 1974 году, когда отдел главного конструктора Минского механического завода выделился в самостоятельное предприятие — Центральное конструкторское бюро «Пеленг». Его визитной карточкой стала целевая аппаратура для космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.
«ЦК КПСС и Совет Министров поручили Белорусскому оптико-механическому объединению принять участие в работе по созданию космического топографического аппарата. По тем временам основными производителями космических систем были Ленинградское оптико-механическое объединение и Красногорский оптико-механический завод. Они были перегружены работой, поэтому это поручили белорусам. Вопрос был для нас абсолютно новый, абсолютно сложный, но постановления ЦК КПСС и Совета Министров обязывали нас выполнить все вовремя и в срок», — вспоминает председатель совета директоров ОАО «Пеленг», генеральный директор предприятия в 1998-2020 годах Владимир Покрышкин.
За прошедшие 50 лет — а учитывая, что отдел главного конструктора появился на Минском механическом заводе в далеком 1956 году, то за шесть с половиной десятилетий — коллектив предприятия сконструировал, испытал и внедрил в серийное производство такое количество изделий, что на простое перечисление их наименований ушел бы не один выпуск нашего проекта.
Многие разработки на момент их создания не имели аналогов не только в СССР, но и во всем мире, а по ряду направлений специалистам предприятия пришлось выступать в роли первопроходцев.
«Одно дело фотографировать поверхность Земли и получать фотоснимок, другое дело — делать измерительный фотоснимок. То есть фотоснимок, у которого нет ошибок, чтобы можно было составить карту. Потому что если на пленке есть какое-нибудь искажение в микронах, то на карте это будет выражаться в километрах, — пояснил Владимир Покрышкин. — Поэтому это была очень сложная техническая работа в части получения высокой точности, но мы выполнили требования технического задания».
Кому принадлежит «Пеленг» и почему государство не продает свою долю в компании
Но какой бы новаторской ни была конструкторская мысль на предприятии, как бы белорусские ученые ни старались опередить время, им не удалось избежать участи, которая обрушилась на всю страну с развалом Советского Союза и разрывом экономических связей с другими постсоветскими республиками. Почва буквально уходила из-под ног и специалистам предприятия приходилось браться практически за любую работу. Только сплоченность и трудолюбие, верность своему призванию помогли коллективу «Пеленга» выстоять в труднейшие 90-е, сохранить производственный потенциал и заложить крепкий фундамент для поступательного развития.
В 1994 году Центральное конструкторское бюро «Пеленг» было преобразовано в открытое акционерное общество и стало частной компанией с государственной долей чуть менее 50%. Остальные акции были распределены между руководством и сотрудниками предприятия.
Со временем «Пеленг» стал лидером в производстве оптико-электронного оборудования для космической отрасли и военно-промышленного комплекса на пространстве СНГ. Белорусскими технологиями активно интересовался Китай, а российские партнеры и вовсе пытались выкупить государственную долю в уставном капитале предприятия. Но Александр Лукашенко всегда подчеркивал: предприятие должно работать на белорусскую экономику и национальные интересы страны, на ее защиту и безопасность как в мирных целях, так и в стратегических.
«Страна должна иметь другой облик. Это направление надо выводить на миллиардные рубежи. Что надо — будем помогать. Это другие рубежи, другой менталитет нации. Сеялка, трактор, комбайн — это хорошо, но космические технологии — вот что главное», — заявил Александр Лукашенко, посещая предприятие в июле 2010 года.
По словам Владимира Покрышкина, предложения о приобретении государственной доли в «Пеленге» со стороны иностранных партнеров доходили до правительственного уровня, но Президент окончательно поставил точку в этом вопросе. «Он сказал: «Пеленгу» надо развиваться в своей стране. И вопрос о передаче или продаже акций больше не поднимался после решения Президента», — отметил председатель совета директоров.
Что производят на «Пеленге» сегодня
«Пеленг» специализируется на разработке и выпуске космической топографической съемочной аппаратуры и фотограмметрической техники, приборов для траекторных измерений. Акционерное общество отработало принципиально новые конструкторско-технологические подходы, позволяющие создавать целевую аппаратуру дистанционного зондирования Земли высокого разрешения, а также создало уникальное технологическое оборудование для реализации этих подходов.
Предприятие также освоило выпуск широкой линейки метеорологического оборудования для гидрометеорологических сетевых станций и постов, метеорологических служб аэропортов. Кроме того, компания специализируется на разработке и производстве охранных систем границы и различных объектов, средств обеспечения оперативно-разыскной деятельности, криминалистической техники.
В 2015 году глава государства снова побывал на «Пеленге». Свой очередной визит на предприятие он тогда пояснил так: «Почему я приехал — чтобы убедиться в том, что наша белорусская нация может делать все, что делают в мире. Если руководитель шевелится (надо отдать ему должное), то к нему и претензий быть не может. Страна только тогда может считаться безопасной и иметь перспективы для существования, в том числе и для развития, если она будет заниматься технологиями завтрашнего дня. И таких прорывных направлений у нас достаточно, в том числе и в обороноспособности. Главное, не остановиться. Надо идти вперед».
На стартовой площадке тогда присутствовал и Александр Лукашенко. Все ожидали его поручений, гадали, что будет дальше… Глава государства принял очень мудрое и мужественное решение — повторить попытку еще раз и создать аппаратуру более высокого класса. Что и было сделано.
Какие спутники разрабатывают на «Пеленге»
Ставка на развитие высоких технологий — приоритет номер один