Распределение — реальная социальная гарантия государства. Выпускники вузов и колледжей, по сути, не имея богатого профессионального опыта, гарантированно получают свое первое рабочее место. Однако иногда по тем или иным обстоятельствам молодые специалисты перераспределяются или перенаправляются. В чем разница между этими процессами и какие особенности есть в системе здравоохранения, рассказали эксперты во время круглого стола в БЕЛТА.
Для начала стоит пояснить, что Кодексом об образовании четко определены три категории. К распределенным относятся те молодые специалисты, которые обучались за счет средств бюджета и получили распределение на работу. Направленные на работу — обучающиеся на условиях целевой подготовки и получившие направление на работу. В эту категорию входят и те, кто обучался на платной основе и сам обратился за направлением на работу. Третья категория — трудоустроенные в счет брони. К ним относятся дети-сироты либо лица с особенностями психофизического развития, то есть социально уязвимые категории населения, которым предоставлена особая траектория трудоустройства в счет брони.
Начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александра Петрова пояснила, когда задействуется механизм трудоустройства в счет брони, например, в отношении детей-сирот. Так, если учреждение образования не может распределить молодого человека по каким-то объективным причинам (например, в населенном пункте, в котором сирота обеспечивается жильем, нет подходящего места для его трудоустройства), после обращения в местные органы управления ему предоставляется трудоустройство в счет брони.
Условия и плюсы
Соответственно, если у молодого специалиста возникает необходимость сменить первое место работы, задействуются разные процессы — перераспределение или перенаправление. Перераспределение осуществляется в отношении выпускников, молодых специалистов, которые были распределены. Перенаправление на работу осуществляется в отношении выпускников, молодых специалистов, которые были направлены на работу.
По словам Александры Петровой, перераспределение происходит относительно просто, однако необходимо соблюсти три условия. Во-первых, у выпускника должно быть такое желание. Во-вторых, наниматель, который принимает на работу, должен дать письменное согласие. В-третьих, должен согласиться с таким решением наниматель, к которому выпускник первоначально был распределен. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, то и предмета для разговора нет.
«Перенаправление возможно только при условии определенных обстоятельств, которые прописаны в законодательстве. Если этих обстоятельств у молодого человека не возникло, он должен отработать срок в той организации, с которой заключил целевой договор при поступлении в учреждение образования», — отметила Александра Петрова.
Целевое направление дает стабильность, в которой сами абитуриенты и их родители заинтересованы, что продемонстрировала приемная кампания нынешнего года. В Министерство образования и приемные комиссии учреждений образования были звонки от родителей поступающих с вопросами, в какой конкретно организации будут работать их дети после окончания обучения. Это говорит о том, что абитуриенты уже на этапе поступления в учреждения образования хотят знать, в какой конкретно организации они будут работать в будущем. А значит сознательно выбирают целевое направление.
«Целевики уверены в своем будущем. Уже при поступлении они понимают, в интересах какого предприятия, какой организации они обучаются, где будут проходить практику, в какой коллектив попадут, какие гарантии им предоставит конкретное предприятие. Все это на фоне более длительной отработки видится как плюс», — отметила Александра Петрова.
Свои особенности есть и при распределении. Первое рабочее место, куда попадет молодой человек, зависит от нескольких факторов, которые по завершении обучения позволяют выстраивать рейтинг выпускников. Учитываются результаты в обучении, активность в общественной жизни и другие моменты. В итоге выпускнику предлагается некий спектр организаций для трудоустройства.
Вместе с тем распределенные имеют возможность в год выпуска из учреждения образования поступить на более высокий уровень образования. В этом случае им не придется возмещать средства за свое обучение.
Чем отличается система здравоохранения?
Особенности в отрасли здравоохранения пояснила начальник главного управления кадровой работы и профессионального образования Министерства здравоохранения Ольга Колюпанова.
Она заметила, что в отрасли целевой договор не заключают конкретные заказчики — больницы и поликлиники. И вот почему. В стране очень много центральных районных больниц, находящихся в небольших районах. Число врачей-специалистов, которые должны там работать по штатному расписанию, ограничено количеством населения, проживающего в этом районе. Зачастую больнице реально не нужны 10 хирургов, 10 анестезиологов-реаниматологов или 10 акушеров-гинекологов.
Ранее, когда была возможность заключать целевые договоры с маленькими центральными районными больницами, при направлении на работу молодых специалистов могли возникать сложности. Так, к моменту выпуска из учреждения образования врач той или иной специальности конкретно в этом учреждении здравоохранения мог и не требоваться. Вакансия могла быть занята. Выходит, что целевой договор есть, а распределить туда молодого специалиста нельзя.
Сегодня по законодательству заказчиками кадров выступают главные управления по здравоохранению и комитет по здравоохранению Мингорисполкома, что предусмотрено постановлением Минздрава, принятым в прошлом году. «В целевом договоре прописывается, что выпускник обязан отработать в одной из организаций здравоохранения, подчиненных ГУЗО или комитету. Заказчик кадров — регион», — пояснила Ольга Колюпанова.
Именно поэтому выпускник медицинского вуза, обучавшийся по целевому направлению, может поехать отрабатывать не по месту жительства. Целевой договор с Могилевской областью не гарантирует, что молодой специалист отправится работать в Могилев. Он может поехать в Кличев, Кричев, Горки, в любую организацию, которую определит заказчик — главное управление по здравоохранению.
Согласование Минздрава
Решение комиссий учреждений образования о перераспределении или перенаправлении согласовывает Минздрав. Комиссия, которую возглавляет заместитель министра здравоохранения, изучив документы из университета или колледжа, выносит решение — и не всегда в пользу выпускника. Даже если выпускник заключил брак и его супруг (супруга) работает в другом городе, это не дает стопроцентную гарантию, что его перераспределят или перенаправят за ним (за ней).
Начальник главного управления заметила, что такая гарантия есть только у девушек, которые выходят замуж за военных. Их, безусловно, перераспределят или перенаправят за супругом. В целом же в каждом конкретном случае индивидуальный подход.
«Мы отвечаем за отрасль. Мы отвечаем за организации здравоохранения всей страны. Глава государства поставил задачу: помощь должна дойти до каждого жителя нашей страны, до маленького села, до маленькой деревни, до маленького агрогородка, а не концентрироваться только в областных центрах», — отметила Ольга Колюпанова.
На конкретном примере она пояснила, когда могут отказать в перенаправлении. Выпускница обучалась по целевому направлению и была направлена в один из небольших районов Гомельской области. Учреждение здравоохранения, куда она должна была прибыть, уже давно нуждалось во враче психиатре-наркологе. Пока девушка проходила интернатуру, она вышла замуж и попросила перенаправить ее в более крупный город, где однако достаточно врачей-специалистов ее профиля.
«Безусловно, мы отказали. Я думаю, поймет нас каждый. Не дав этого специалиста данному району, который нуждается в нем, мы поступили бы против нашего населения, потому что оно не получило бы этой помощи. Но мы отказали с той мыслью, что если будет там специалист — мы ее отпустим», — отметила Ольга Колюпанова.
Она добавила, что Министерство здравоохранения отвечает за демографическую безопасность страны, а демографическая безопасность зависит от здоровья населения.