В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь индивидуальные предприниматели обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП). При представлении налоговых деклараций (расчетов) в письменной форме плательщиками, обязанными представлять их в виде электронного документа, такие налоговые декларации (расчеты) не считаются представленными.
В соответствии со статьей 14.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) предусмотрена административная ответственность.
Учитывая вышеизложенное, для подачи налоговых деклараций (расчетов) в виде электронного документа индивидуальные предприниматели обязаны получить ЭЦП до наступления следующего отчетного периода.
Информация об адресах регистрационных центров, осуществляющих издание и продление сертификатов ЭЦП, режиме их работы, а также о способах предварительной записи размещена на официальном интернет-сайте Национального центра электронных услуг (далее – НЦЭУ) во вкладке ГосСУОК/ Полезная информация/ Адреса регистрационных центров (https://nces.by/pki/info/contacts/).
Обращаем внимание, что в регистрационных центрах можно получить услугу по изданию и продлению сертификатов ЭЦП не только по предварительной записи, но и в порядке живой очереди. Предварительная запись в регистрационные центры для получения ЭЦП осуществляется на безвозмездной основе. В настоящее время в регистрационных центрах возможно получение услуги по изданию или продлению ЭЦП без очередей и с минимальным временем ожидания.
Дополнительно, на официальном сайте МНС (nalog.gov.by) в разделе Актуальное во вкладке ЭЦП собрана вся необходимая информация о получении сертификата ЭЦП, включая порядок действий для получения ЭЦП, а также перечень документов, которые необходимо иметь плательщику при посещении регистрационного центра.
Для индивидуальных предпринимателей, у которых имеется действующая ЭЦП, но срок которой истекает до наступления отчетного периода, на официальном интернет-сайте НЦЭУ в разделе «Сертификаты ЭЦП и носители» размещена информация об услуге дистанционного издания сертификата индивидуального предпринимателя (физического лица) с использованием действующего сертификата.
Обращаем внимание, что при наличии биометрического паспорта или идентификационной карты (ID-карты) индивидуальный предприниматель имеет возможность работать в личном кабинете плательщика и направлять различные электронные документы, в том числе подавать налоговые декларации (расчеты).