Весна сорок пятого года… Весь мир ждал прихода той далекой весны – Победа! Но какой ценой она досталась нашему народу?! Сколько погибших и искалеченных судеб! Почти 80 лет минуло с той победоносной весны, и нам, потомкам, доверена память…
Память о доблести и славе, память о горе и боли, память о тех, кто не вернулся с войны, память о никогда не зарастающих душевных ранах в человеческих сердцах. В моей семье помнят войну, помнят и передают воспоминания тех, кого уже нет рядом с нами…
На момент начала Великой Отечественной войны в семье Дубовик было пятеро детей: Любовь, Петр, Владимир, Михаил и Иван. И каждого из них опалило зловещее дыхание той страшной войны…
Перед войной, весной 1941 года, Люба Дубовик вышла замуж за военного сверхсрочной службы Михаила. Но счастье ее было недолговечным – через месяц он уехал на Дальний Восток, где советских бойцов постоянно провоцировали японцы, союзники Гитлера. Любин муж погиб на Восточной границе в пограничном конфликте. В 20 лет она стала вдовой. А во время немецко-фашистской оккупации была угнана на каторгу в Германию. Работала на заводе. На работу и с работы бедных узников гоняли строем под дулами автоматов и лай немецких овчарок, готовых в любой момент кинуться на человека. Во время налетов американских бомбардировщиков, которые чаще всего бомбили не военные заводы, а концлагеря, всех лагерников загоняли в убежища. Дармовая рабочая сила фашистам ох, как нужна была! Эти убежища представляли собой облицованные досками траншеи, которые при взрывах бомб разрушались и становились братской могилой находившихся там людей.
Однажды Люба с подружками во время налета бомбардировщиков остались в бараке – туда попала бомба. Взрывной волной девушку отбросило и засыпало землей. И только маленький клочок домашнего цветастого платья торчал из-под земли. После бомбежки по этому клочку ее нашли и откопали подруги…
Когда советские войска стали теснить немцев, узников погнали на запад. Слабую, еще не успевшую отойти от контузии Любу подружки оставили на попечение старушкам-немкам, которые пожалели бедную девушку, по очереди приносили ей еду. Особенно внимательно относилась к Любе одна немка, которая обмывала и кормила ее, долго сидела рядом, плакала и приговаривала: «O, main Kinder! O, main Kinder!».
В конце июля 1945 года Любовь Дубовик вернулась домой…
Петр Корнеевич Дубовик, брат Любы, в первые дни войны был призван на фронт. Попал в окружение, но вырвался из вражеского кольца. Где-то под Черниговом присоединился к отступавшей воинской части. В одном из боев пал смертью храбрых. К сожалению, мы не знаем, где он погиб…
В декабре 1943 года в возрасте 17 лет был призван в Красную Армию и младший брат – Владимир Дубовик.… Был тяжело ранен. В предместьях Варшавы пуля немецкого снайпера прошла насквозь через грудь, рядом с сердцем прапрадеда. Левая рука была безжизненна, висела как плеть. Правая, с тыльной стороны ладони, была пробита осколком. В неполные 19 лет он стал инвалидом. За свои ратные подвиги был награжден орденом Славы III степени и медалью «За победу над Германией».
Михаил и Иван Дубовик во время войны были детьми, пасли коров. Солнечным летним утром они гнали стадо коров через железнодорожный переезд в хутор Берлиж. На станции Выступовичи увидели солдат. Детское любопытство заставило одного из братьев подойти ближе и спросить, кто они. Но, когда Миша приблизился к часовому, тот ударил его березовой палкой. Этот случай с немецким часовым запомнился Михаилу надолго.
«В нашей деревне Выступовичи, — вспоминал Иван Дубовик, — каждая семья вырыла на огороде окоп или блиндаж. Почти каждую ночь партизаны «дразнили» мадьяров (венгров), охранявших главную дорогу, а те, не жалея пуль и мин, всю ночь стреляли в разные стороны. Больше всего мин прилетало в наше село. Как только начиналась стрельба, мы все прятались в окоп…»
Давно нет в живых моих предков, переживших все ужасы войны. Но память о них живет в наших сердцах. Наш долг – помнить и чтить всех, кто сражался с кровожадным врагом, кто выживал на оккупированной территории, кто пал жертвой той страшной войны.
Мы с ребятами из моего класса наводим порядок на воинских захоронениях. Я всегда говорю им: «Возлагая цветы к памятнику, обязательно мысленно поговорите с солдатами, поблагодарите их за мирное небо над головой».
Каждый год в день Великой Победы я с гордостью шагаю с фотографиями своих прадедов в Бессмертном полку! Они как будто взывают ко мне: «Живи, Алеша! Помни нас!» И я живу за них. Живу и помню!
Алексей Зоз, учащийся СШ № 1 г. Ельска