О своих героических предках рассказала жительница г. Ельска Раиса Чвырова (Литвиненко):
— У моей бабушки, Ефросиньи Андреевны Чабан, 1889 г.р., было 7 детей – 5 дочерей и 2 сына. Она рано овдовела (дедушка трагически погиб при установке семафора на железной дороге). Сама поднимала детей. Но, как говорится, беда одна не ходит. От искры проходящего мимо паровоза (жили возле ж/д станции Ельск) загорелся дом. Почти ничего из нажитого имущества спасти не удалось. Однако семью железнодорожника не бросили один на один с бедой. В то время начальником ж/д станции Ельск был Сергей Михайлович Колбасин, герой Гражданской войны, именем которого названа одна из улиц нашего города. По его приказу для многодетной семьи погибшего железнодорожника построили большой просторный дом, куда она вселилась перед самой войной.
Немецкие войска вероломно напали на Советский Союз на рассвете 22 июня 1941 года. Ельск был оккупирован 23 августа 1941 года (первыми в местечко ворвались мотоциклисты). Оккупанты сразу же стали устанавливать свои порядки, выявлять коммунистов и комсомольцев, выгонять из домов евреев, которых, как оказалось, ждала страшная участь…
Бабушка рассказывала, как фашист зимой 41-го года схватил у еврейской матери плачущего ребенка и с размаху бросил его на лед замерзшего пожарного пруда (колонну евреев гнали на ж/д станцию для отправки в немецкие концлагеря). Вспоминала и старого еврея, прижимавшего к груди какую-то дощечку, которую он отбросил в сторону перед самой станцией. Люди подняли эту дощечку и в изумлении увидели на ней картину, нарисованную масляными красками. Видимо, это было самое дорогое у старика…
Гвардии старший сержант Владимир Чабан
Много горя выпало и на долю моей семьи. Бабушке приказали явиться в жандармерию, где устроили допрос. Спрашивали, где ее зять – командир Красной Армии Иван Кудин. Видимо, кто-то из соседей донес, что старшая дочка Ефросиньи Чабан замужем за офицером. К счастью, семья Ивана Кудина в то время находилась далеко от родного дома.
Вскоре фашисты начали хватать молодежь для угона в Германию. Старший сын Владимир (1918 г.р.) ушел в лес. А младшего Михаила (1923 г.р.) схватили и бросили за колючую проволоку… Но ему с группой молодых людей удалось вырваться из плена. Парни проломили ограждение и сбежали. Скрывались в лесу, потом примкнули к народным мстителям.
А вот маме моей, Любови Михайловне (1926 г.р.), не удалось избежать немецкой каторги. Когда ее схватили во время облавы, ей было всего 16 лет. Она пыталась объяснить это полицаю, но тот и слушать не захотел, затолкал девочку-подростка в вагон. Бабушка, когда об этом узнала, бросилась на станцию, но эшелон с молодежью уже ушел. Тогда она пешком пошла в Калинковичи, где, ей сказали, что еще какое-то время будет стоять эшелон с молодыми пленниками. Узнав, что у полицаев-охранников за золото можно выкупить дочь, Ефросинья Андреевна вернулась в Михайловскую Рудню, где жила ее родственница, и попросила о помощи. Свояченица сняла с руки обручальное кольцо и без слов отдала бабушке. Та поспешила на станцию в Калинковичи, но опоздала… Эшелон увез Любу в неметчину, где девчушка более двух лет наравне со взрослыми работала на железной дороге до самого освобождения из концлагеря.
А в это время ее братья сражались с врагом… Бабушка рассказывала, какой ужас она пережила, когда сына Михаила чуть было не схватили гестаповцы, когда под покровом ночи юный партизан наведался домой. Но кто-то все-таки выследил и донес в жандармерию. Немцы и полицаи нагрянули внезапно, обыскали весь дом, штыками протыкали в погребе картошку… И только чудом не задели прячущегося за кулями партизана…
Михаил Чабан участвовал в освобождении родного города и района от оккупантов. После освобождения Ельска был призван в Красную Армию. Служил красноармеец Чабан в 19-ом автотранспортном полку (автоп)… Встретил Победу. Вернулся домой…
Его брат Владимир тоже был призван в действующую армию. Воевал Владимир Чабан в 221-ом стрелковом полку 61-ой стрелковой дивизии (той самой, которая освобождала Ельский район). Был ранен. После лечения снова на фронт…
В составе 221-го гвардейского стрелкового полка 77-ой гвардейской стрелковой дивизии дошел до самого фашистского логова. Но до Победы Владимир Михайлович не дожил – был тяжело ранен в бою. Умер в госпитале 24 апреля 1945 года. Похоронен на территории Германии.
Гвардии старший сержант Владимир Чабан за свои ратные подвиги был награжден двумя медалями «За отвагу» и двумя орденами – Красного Знамени и Отечественной войны II степени, к которому он был представлен посмертно. Память о нем и обо всех воинах, отстоявших мир на земле, жива и передается из поколения в поколение.
Жанна Найман
Фото из семейного архива Раисы Чвыровой