В метриках 86-летней ельчанки, уроженки д. Беляки, записано имя Домна, хотя ее всю жизнь называли Дуней. Евдокия Руцкая – личность уникальная, удостоенная в советское время за свой титанический труд ордена Октябрьской революции, бронзовой медали ВДНХ, медалей «За трудовую доблесть», «За долголетний добросовестный труд» и многих других наград.
В наградной копилке Евдокии Руцкой, кроме ордена и медалей, 18 Почетных грамот, большая часть которых «за достижение наивысших показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании по увеличению производства и заготовок продукции животноводства». Среди раритетов прошлой трудовой жизни и фотография, снятая в Георгиевском зале в Кремле.
– За хорошую работу меня делегировали на ВДНХ в Москву, – рассказывает бывшая ударница труда. – Была делегатом III Всесоюзного съезда колхозников. В ноябре 1969 года нас, тружеников сельского хозяйства, чествовали в Кремле. Больше всего запомнилось, как фотографировались в Георгиевском зале. Это фото до сих пор бережно храню…
С 11 лет в колхозе телят пасла. После войны не хватало рабочих рук, и мы, подростки, наравне со взрослыми трудились. Кто в поле, а кто скотину пас. Три года за телятами ходила. Потом 10 лет коров доила и 10 лет свиней кормила. Когда работала на свиноферме в Беляках, меня за хорошие привесы кабанчиков и свинок наградили орденом Октябрьской революции. Я всегда работала на совесть.
В жизни Евдокии Павловны были не только приятные моменты, связанные с чествованием за добросовестный, самоотверженный труд. Много горя и бед выпало на ее долю. Она, дитя войны (родилась в 1938 году), на всю жизнь запомнила страшное чувство голода.
– Про войну почти ничего не помню, – говорит 86-летняя женщина. – Помню только голод. Мне, как и моим братьям и сестрам, постоянно хотелось есть. Батьку нашего, Павла Кузьмича Руцкого (1909 г.р.), в первые дни войны призвали на фронт. Он пропал без вести… Мамка, Руцкая Ольга Антоновна (1911 г.р.), нас пятерых прятала в болоте, когда нашу деревню Беляки в 1942 году сожгли немцы. Помню, как мама нас оставила на пригорке, где грелись ужи, приказав никуда не ходить, а сама пошла искать еду. В полусгоревшем сарае нашла муку, принесла, но побоялась, что она отравлена. Но когда на тебя смотрят голодными глазами дети, когда малыши, плача, просят хлеба, ни одно сердце не выдержит. И мама на свой страх и риск испекла лепешку и дала самому младшенькому Ваньке на пробу. Помню, с какой завистью мы, дети, наблюдали, как наш Ванька ест испеченную на углях лепешку. А мама наша побелела от страха за сына: «А вдруг мука отравлена!» Фашисты травили колодцы и продукты питания… Но Ванька съел и попросил еще…
Всех пятерых спасла мама. Всех вырастила, в люди вывела… К сожалению, со всей моей большой семьи одна я осталась…
Из-за работы, которой отдавала всю душу и время, замуж Евдокия Павловна вышла поздно. «Некогда с хлопцами было встречаться», – пояснила она.
– Потом встретила мужчину и согласилась к нему переехать в Даниловку, – рассказывает бывшая передовая труженица. – Родила дочечку, мою любимую Леночку. Когда муж заболел и умер, купила себе домик в Ельске. Устроилась работать в типографию. Все делала, что ни просили: книжки, брошюры сшивала, бумагу резала, типографские станки чистила…
Работу свою любила. Тогда редакция и типография были как одно целое. Дружили коллективами. А к «районке» до сих пор отношусь как к родной. Газету районную уже более полвека выписываю. Хоть плохо видеть стала, но каждый раз продлеваю подписку на «районку»…
Евдокия Руцкая с ностальгией вспоминает свою трудовую жизнь, в которой тяжелые будни чередовались с торжественными моментами чествований и награждений. Все свои ценные награды она, по совету близких, хранит в банковской ячейке.
Себя считает счастливым человеком. Вокруг нее много друзей, близких и далеких родственников. Она с гордостью рассказывает о своей дочери Елене Борисевич, которая работает в Ельской ЦРБ, о своих замечательных внуках – Алексее и Михаиле.
– Я очень люблю Беларусь! – произнесла, прощаясь с нами, Евдокия Павловна. – Желаю моей Родине мира, процветания и благополучия.
Жанна Найман