Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании по вопросам пассажирских перевозок заявил о необходимости установления единых жестких правил игры для сферы пассажирских автоперевозок, пишет БЕЛТА.
“К этому вопросу мы подходим не только и не столько потому, что был ряд происшествий на дорогах. Но и потому, что зачастую в нашей жизни существует много направлений и вопросов неупорядоченных. А поскольку это безопасность людей, наших граждан (я уже не говорю о налогах, злоупотреблений хватает там), этот вопрос подлежит упорядочению”, – отметил белорусский лидер.
“Сегодня нам нужно досконально разобраться и установить единые для всех правила игры. Жесткие, прозрачные и понятные. Никого не надо давить, травить, увольнять и прочее. Правила игры одинаковые для всех! И для легальных и нелегальных, организованных и неорганизованных. По единым правилам. Шаг влево, шаг вправо… Определить надо, какие функции берет на себя государство как регулятор: как будет осуществляться тотальный контроль в этой сфере, какие дополнительные обязанности появятся у перевозчиков”, – заявил Президент.
Глава государства отметил, что вопрос по пассажирским автоперевозкам касается маршруток, которые курсируют в городах и между населенными пунктами, машин такси.
“У государства к данной сфере есть два простых требования. Первое – безопасность людей. Таким видом транспорта пользуются многие наши граждане и гости страны. Второе – легальная работа перевозчиков. Потому что выручку занижают, прячут, в конвертах зарплаты платят, налоги не платят в бешеных размерах. Этим занимаются правоохранительные органы. Хотелось бы, чтобы Кубраков вместе с Тертелем (руководители МВД и КГБ. – Прим. БЕЛТА) мне доложили до нового года для принятия решений. Нечего с ними разговаривать. Налог не уплатил – туда (речь о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством. – Прим. БЕЛТА)”, – сказал глава государства.
Он констатировал, что, в общем-то, понятные и справедливые правила соблюдают далеко не все участники этого бизнеса: “Как показывают проверки Комитета государственного контроля, бессовестных дельцов немало”.
Так, за 9 месяцев 2023 года проверено немногим более 10 тыс. автомобилей. Выявлено около 9 тыс. нарушений.
“Самое страшное, что нелегалы намеренно уходят от требований безопасности, которые предъявляются к регулярным перевозчикам: наличие необходимой водительской категории и стажа. Людей возят все, кто хотят, а потом дикие аварии, – сказал Александр Лукашенко. – Стажа нет, категории нет, допуска в рейс нет, техосмотра нет, режим труда и отдыха не соблюдается. Бомбят с утра до вечера эти водители. Потому что это же деньги для хозяина. Такое отношение к делу рано или поздно приведет к трагедии, подобной в Смолевичском районе, где погибли полтора десятка человек, и дети тоже”, – сказал Александр Лукашенко.
С финансовой точки зрения чаще всего выявляют сокрытие выручки, дробление бизнеса, зарплату в конвертах, неуплату налогов. “Нам, Роман Александрович (премьер-министр Роман Головченко. – Прим. БЕЛТА), надо ужесточить наказание по реальным вещам: раздробил бизнес – отвечай. Не уплатил налоги… Слушайте, кто нас упрекнет: в Америке пожизненное заключение можно получить за неуплату налогов – демократичная страна, – заметил глава государства. – Отсюда недобросовестная конкуренция с легальными перевозчиками, что сказывается на работе всей отрасли автомобильных перевозок. То есть возят без системы, крадут, воруют, не платят налоги. Конечно, какие автобусы и прочие могут с ними конкурировать?! То есть неравные условия. Мы что, этого не видим?”
В результате потери бюджета исчисляются десятками миллионов рублей, а добросовестные перевозчики вынуждены закрывать свой бизнес, увольнять людей.
РЕЕСТР ЛЕГАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ И ТРЕБОВАНИЕ К ИНТЕРНЕТ-АГРЕГАТОРАМ. КАКИЕ НОВАЦИИ ОБСУЖДАЮТ СЕГОДНЯ
Правительство подготовило проект указа, регулирующий отношения в сфере автомобильных перевозок пассажиров.
Предлагается организовать реестр легальных перевозчиков, диспетчеров и других участников процесса. “Думаю, вы определитесь, каких других. Чтобы у нас опять не было там каких-то возможностей уйти от правил, – отметил глава государства. – Кто не включен в данный реестр, оказывается вне закона, его деятельность будет выявляться и пресекаться контролирующими органами”.
“То есть тебе разрешили перевозить людей такси и маршрутками, ты в реестре – иди и вози. Правила будут тоже установлены. Если тебя там нет и, не дай бог, ты занимаешься этими перевозками – к Кубракову и к Тертелю (главы МВД и КГБ; речь о привлечении к ответственности уполномоченными правоохранительными органами. – Прим. БЕЛТА). Жесточайшим образом надо пресекать это, чтобы понимали. Но еще раз говорю: не надо давать им повод, что “мы задавили, кого-то травим” и так далее. Все, кто может, кого допустили к этим перевозкам – работайте, все в равных условиях. Шаг влево, шаг вправо – жесточайшее наказание”, – пояснил белорусский лидер.
Одна из тем касается интернет-агрегаторов. “Очевидно, что всем, кто хочет работать в Беларуси, необходимо разместить свои информационные системы на нашей территории. К новому году эта норма должна работать. Никаких польских, немецких, голландских фирм. Это непреложные требования государства как гаранта обеспечения безопасности, защиты персональных данных, пресечения противоправных действий. Как здесь обстоят дела, какова позиция агрегаторов?” – поинтересовался Александр Лукашенко.
Глава государства поручил взять эту сферу на контроль.
На совещании он попросил представить позиции всех заинтересованных по внесенному документу ведомств. “Все ли учтено в представленном проекте указа? Достаточно ли этого, чтобы обеспечить безопасные перевозки и прозрачную, легальную работу?” – поставил вопросы глава государства.
Он отметил, что проект указа разработан в правительстве при участии Комитета государственного контроля и Комитета государственной безопасности.