ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ
Осанка, или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Она во многом зависит от положения позвоночного столба и развития мышц, удерживающих его в правильном положении.
Формирование осанки и ее изменения под влиянием внутренних и внешних причин начинаются в дошкольном возрасте и в основном заканчиваются с периодом окончания роста.
Позвоночному столбу и скелетным мышцам при формировании осанки придается важное значение. Для хорошей осанки решающее значение имеет не сила мышц вообще, а равномерное распределение их тонуса и тяги между сгибателями туловища, которые обеспечивают правильное, непринужденное и красивое положение корпуса и головы.
Плохая осанка складывается в течение долгого времени, и перевоспитание ее является сложным и длительным процессом, требующим от детей силы воли и настойчивости. Для осуществления этой важной задачи необходимо внушить детям, что самоконтроль за осанкой нужно начинать с утра. В первую очередь нужно воспитывать у ребенка способность сохранить правильное положение тела при стоянии и сидении. В положении «стоя» голова должна быть приподнята, плечи развернуты, корпус выпрямлен, живот подтянут, ноги разогнуты в суставах. Привычку держать корпус прямо надо выработать в первую очередь у детей высокого роста.
Большое значение приобретает выявление причин, вызвавших нарушение осанки. Следует проверить, нет ли у ребенка отклонений со стороны зрения и слуха, соответствует ли высота стола и стула росту ребенка, правильно ли расположен стул по отношению к столу, достаточна ли освещенность рабочего места, имеется ли упор для ног у детей младшего возраста. Длительное пребывание в одном и том же положении при слабых мышцах спины может привести к развитию сутулости. Детям с нарушенной осанкой рекомендуется сон и отдых на полужесткой постели. В раннем возрасте ребенок не должен носить тяжестей.
Для исправления осанки большое значение имеет улучшение общего физического развития, укрепление соответствующих мышечных групп, улучшение функции дыхания. Полезны занятия такими видами спорта, как плавание, гребля. Игра в волейбол, баскетбол, гимнастика, ходьба на лыжах и др.
В домашних условиях могут выполняться следующие виды физических упражнений: утренняя гимнастика, физкультурные паузы во время приготовления уроков, подвижные игры и спортивные упражнения, прогулки на воздухе. Особенно большую роль может сыграть утренняя гигиеническая гимнастика, включающая комплекс упражнений, направленных на улучшение функции дыхания, укрепление мышц, сближающих лопатки, длинных мышц спины, ягодичных мышц.
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
— сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
— правильная и точная коррекция обуви (плоскостопие, косолапость);
— организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
— постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, плаванием);
— отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и др.);
— контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей)
Наблюдения показывают, что в результате применения различных методов тренировки у детей формируется правильная осанка с умением активно исправлять положение корпуса, фиксировать его в процессе занятий, а в дальнейшем закреплять постоянно.
Марина Мазуренко, инструктор-валеолог
ГУ «Ельский районный центр
гигиены и эпидемиологии»