Закон об изменении законов по вопросам трудовых отношений подписан 29 июня, он уже официально опубликован и вступит в силу с 1 января 2024 года. В целом изменения затрагивают Трудовой кодекс и закон об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного социального страхования. Новаций немало — меняются более 80 статей, появились 4 новые. Об основных направлениях этих изменений рассказал заместитель министра труда и социальной защиты Игорь Старовойтов на пресс-конференции.
Изменения прежде всего касаются усиления социальных гарантий трудовых работников, расширения возможностей применения информационных технологий в системе трудовых отношений, корректировки норм ТК по вопросам трудового времени и трудовых отпусков, включая отпуска, связанные с обучением, а также иных вопросов, которые возникли с учетом практики применения. Если говорить о наиболее важных новациях, то первый вопрос — это диспансеризация. В стране достаточно большое внимание уделяется здоровью населения, об этом неоднократно говорил глава государства. В прошлом году в послании белорусскому народу глава государства сказал, что необходимо создать соответствующие условия, чтобы работники могли проходить обследования своего здоровья. Было поручение о том, что для этого надо предоставлять свободные от работы дни. Это поручение реализовано. Сейчас в Трудовом кодексе появляется новая статья, которая говорит об освобождении работников при диспансеризации.
Как работник будет освобождаться от работы? Все зависит от его возраста. Чем работник старше, тем риск заболеваний выше, поэтому люди, которым до 40 лет, будут освобождаться от работы раз в три года на один день с сохранением среднего заработка. Работникам, которым больше 40 лет, но они не достигли пенсионного возраста, будет ежегодно предоставляться один день с сохранением среднего заработка. Работники-пенсионеры (либо которым не хватает 5 лет до этого возраста) будут получать два дня ежегодно.
«Хочу обратить внимание, что мы не создает систему диспансеризации, этим вопросом занимается Министерство здравоохранения по документам своей системы, эта работа проводится уже в стране. Мы же в Трудовом кодексе предоставляем работникам право освобождения от работы с сохранение среднего заработка. Это важно и будет способствовать тому, чтобы люди все-таки думали о своем здоровье и проходили диспансеризацию. Мы рассматриваем такую возможность как дополнительную социальную гарантию», — отметил Игорь Старовойтов.
Меняется и статья 265 Трудового кодекса, в которой говорится о свободном рабочем дне для родителей. «Идет речь о родителях, которые воспитывают ребенка-инвалида до 18 лет, либо у кого трое и более детей младше 16 лет. Для них сегодня есть гарантия, установленная Трудовым кодексом, согласно которой действовала норма предоставления одного свободного от работы дня в неделю с сохранением среднего заработка. Но мы получили достаточно много предложений о том, что не все родители хотят именно так пользоваться этой гарантией, то есть уходить с работы на целый день. Некоторым более выгодно, чтобы сокращался каждый рабочий день на один час. Поэтому теперь такая форма реализована, родители могут либо получать один свободный день в неделю, либо вместо этого свободного дня сокращать на один час рабочее время каждый день. Эта позитивная гарантия даст больше возможностей для родителей», — сказал замминистра.
Еще один блок изменений касается расширения использования цифровых технологий в трудовых отношениях. «Была правовая неопределенность: можно ли работника или нанимателя ознакамливать с какими-либо документами или действиями в электронном виде. Поступало много вопросов. Теперь вносится статья, которая говорит, что можно ознакомление, предупреждение работников совершать в электронном виде, главное — должны соблюдаться два условия. Первое — те программные комплексы, которые будут использоваться, должны четко идентифицировать того работника, который был предупрежден или уведомлен. Второе — в организации должен быть принят соответствующий локальный документ, который все это урегулирует. Тогда этот вопрос может нормально работать, тем более такая практика во многих организациях есть», — констатировал Игорь Старовойтов.
Следующее направление — дистанционная работа, появившаяся с 2000 года. По словам представителя Минтруда, она хорошо сработала в свое время в условиях ковида. «Практика показала, что работники и наниматели хотят эту форму совершенствовать. До вступления изменений ТК в силу в трудовом договоре работника, если он хочет работать дистанционно, это указывается, что делает его только дистанционщиком на все время. Но есть желания, чтобы это право было как-то более гибко реализовано. Поэтому мы сейчас вносим в Трудовой кодекс изменения, которые позволяют выполнять дистанционную работу временно. Для этого не нужно будет вносить работнику в трудовой договор изменения, потребуется только оформление просто приказа нанимателя. Кроме того, мы предусматриваем такую форму, как комбинированная работа. Это когда работник, например, в течение недели 2-3 дня работает в офисе и 1-2 дня — дистанционно. Такая форма работы служит для многих организаций ступенькой к полной дистанционной работе. Сейчас вносятся соответствующие изменения в главу, которая регулирует дистанционную работу, эти вопросы мы будем регулировать более гибко», — добавил он.
Вносятся изменения в статью 50 Трудового кодекса, где речь идет об оформлении дубликата трудовой книжки. Если работник теряет трудовую книжку, то наниматель оформляет дубликат, который оформляется зачастую со слов работника по памяти. Сейчас вносятся изменения в ТК, которые обязывают нанимателя по всем данным, которые он должен будет вносить в дубликат, начиная с 2003 года, сверять информацию с данными базы Фонда социальной защиты населения. Тем самым планируется избежать потерь информации, спорных ситуаций и различных злоупотреблений.
Дальнейшие изменения коснулись вопросов регулирования рабочего времени, например, работы в предпраздничный день. «У нас, если работа предшествует государственному празднику либо праздничному дню, то рабочее время сокращается на 1 час. Для работников, которые работают обычный рабочий день, это не проблема, но возникал вопрос о том, что делать с работниками, которые работают неполный день. Например, если человек работает 1 час в день, что ему делать — приходить на работу или нет? В итоге принято решение, чтобы для работников, которые работают неполное рабочее время, сокращение будет осуществляться пропорционально своему рабочему времени. Например, если человек работает не 8 часов, а 4, то его сокращение рабочего дня составит 30 минут. Эти изменения снимут вопросы, которые часто возникали и у нанимателей, и у работников. Еще один вопрос, который часто поступал в ведомство, касался перерыва на обед. У нас есть требование законодательства о том, что работнику обязательно необходимо предоставлять время для отдыха и питания не менее 20 минут и не более 2 часов, независимо от того, сколько человек работает. Но вместе с тем есть ситуации, когда работник работает неполное рабочее время и не хочет иметь этот перерыв, потому что он просто затягивает время нахождения на рабочем месте. Поэтому вносится изменение в Трудовой кодекс: если работник работает менее 4 часов, то по его желанию этот перерыв ему может не предоставляться. Следующий момент — это работа в государственные праздники и праздничные дни. На сегодня этот вопрос регулирует статья 147 ТК, у нас установлены особые случаи, когда можно привлекать работников в праздничные дни и государственные праздники. Это прежде всего те отрасли, где нельзя остановить производство, и те сферы, где работники занимаются обслуживанием населения. Когда проводятся различные праздники, выступают артисты, оркестры, эти люди выполняют свою работу, но фактически получается, что вне рамок Трудового кодекса. Поэтому вносится изменение, дополнение в статью, благодаря которым можно будет привлекать работников для участия в массовых мероприятиях», — пояснил замминистра.
Изменения касаются и отпусков. Первый вопрос заключался в том, что делать, если работник в течение рабочего года, например, переводится на другую должность, и в этой связи у него меняется продолжительность отпуска. Здесь вносится основной принцип о том, что продолжительность отпуска определяется на момент предоставления этого отпуска, независимо — первой или второй части, либо целиком. Вот на тот момент, когда работник уходит в отпуск, то его правовое положение, которое есть на данный момент, и должно определять, сколько дней отпуска работник должен получить. Еще один вопрос, который поднимался и работниками, и нанимателями, что у нас есть норма законодательства, которая говорит: наниматель обязан выплатить средний заработок при уходе работника в отпуск не позднее, чем за два дня до ухода. Иногда появляются обстоятельства, когда люди просят отпустить их в отпуск быстро, — кто-то взял путевку, у кого-то семейные обстоятельства, личные, — и наниматель иногда неохотно отпускает работника в такие отпуска, потому что если он не может за два дня выплатить средний заработок, то фактически нарушает законодательство. После консультаций было принято решение внести соответствующие изменения в статью 176 ТК, где норма будет выглядеть таким образом, что, если работник уходит в отпуск по графику, то сохраняется действующая норма. Но если выход в отпуск не по графику, то по договоренности между нанимателем и работником заработная плата может быть выплачена не позднее двух дней после ухода в отпуск. То есть появляется более гибкая норма, которая даст возможность нанимателям отправлять работников в отпуск, не нарушая законодательство.
Ряд изменений коснулось и социальных отпусков. Много изменений внесено в главу, касающуюся учебных отпусков, в основном это нормы приведения в соответствие с терминологией Кодекса об образовании. Два главных посыла — раньше наниматель обязан был предоставлять учебный отпуск тому работнику, которого он сам направлял на учебу, остальным — по договоренности. Сейчас внесены изменения, которые говорят: если работник впервые получает среднее специальное или высшее образование, даже в случае, когда наниматель не направлял его на эту учебу, то он обязан предоставить работнику учебный отпуск без сохранения зарплаты. А в случае, когда работник получает профессионально-техническое образование, то даже если это второе или третье образование, то наниматель обязан предоставить работнику учебный отпуск. В статью 219 также вносятся изменения, которые устанавливают обязанность, а не право, нанимателя предоставлять отпуск работнику без сохранения заработной платы, когда он поступает в аспирантуру. «Это гарантия для тех работников, которые хотят повышать свой уровень и дальше учиться», — сказал Игорь Старовойтов.