Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, приобретаются из повседневной жизни в семье. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью.
Именно семья организует жизнедеятельность человека, определяет материальное состояние, уровень образования, социальный статус и, что особенно важно, духовное развитие. В отличие от факторов, которые отражают влияние на здоровье семьи, например, генетические, которые трудно поддаются какому-либо воздействию или вовсе не зависят от него, многие особенности образа жизни семей можно отнести к числу контролируемых факторов: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание.
Известно, что здоровье на 50% зависит от образа жизни человека, на 20% — от окружающей среды, на 20% оно связано с наследственностью и на 10% — от работы системы здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем и сознательно себе вредим, то это наш выбор. Здоровье детей – это совершенно иной вопрос, он полностью на совести взрослых.
Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
В здоровый образ жизни ребенка обязательно должны входить следующие составляющие:
— правильное питание. Именно от правильно составленного в раннем детстве рациона зависит развитие ребенка, формирование основных навыков не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни;
— занятия физкультурой и спортом делают ребёнка более выносливым и здоровым. Физические упражнения хорошо укрепляют кости, мышцы и суставы;
— психическое и эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние ребенка во многом определяется психологической атмосферой в семье. И именно оно повлияет на будущее ребенка, поскольку основные причины многих детских болезней — негативные эмоции и стресс;
— соблюдение режима дня. Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья;
— культурно-гигиенические навыки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Совместная работа родителей и детей в области укрепления здоровья, формирования культуры здоровья и ведения здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.
Марина Мазуренко,инструктор-валеолог ГУ «Ельский районный ЦГЭ»