Учитель должен быть самодостаточной, неординарной личностью и обязательно счастливым, считает заместитель директора по учебной работе СШ № 2 г. Ельска Елена Коваленко.
– Разве может увлечь и повести за собой человек глубоко несчастный, который постоянно жалуется на жизнь?! – восклицает Елена Александровна. – Величайший гений русской литературы, мыслитель и педагог Лев Николаевич Толстой в свое время писал: «…не только трудно, но невозможно хорошо воспитывать детей, если сам дурен».
Современный учитель – это не только умелый рассказчик, проводник в страну знаний, но, прежде всего, личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Поэтому учить детей, формировать их души должны действительно счастливые люди, которые имеют широкий кругозор, постоянно находятся в творческом поиске и являются настоящими профессионалами в своей области. Ведь у счастливого педагога и дети будут счастливы: они с радостью идут на урок, учатся, познают новое, творят… А главное – чувствуют, что их любят и желают им добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Задача учителя – зажечь это солнышко в душе ребенка, подарить частичку своего тепла, любви и заботы.
Огромное жизнелюбие и твердая вера в лучшее отличают Елену Коваленко, творческого педагога и мудрого администратора, любящую и любимую женщину, жену, мать троих детей. Школа № 2 г. Ельска стала ее жизненной пристанью, откуда она, выпускница 11 «Б» класса, отправлялась постигать науки в Мозырский государственный педагогический университет. Той родной гаванью, куда вернулась уже дипломированным учителем «сеять разумное, доброе, вечное», куда каждый раз возвращалась после очередного декретного отпуска (взрослые дочери Анастасия и Яна и сын-третьеклассник Тихон – ее особая гордость и отрада).
– Школа – это вечная молодость, постоянное движение вперед, – говорит Елена Александровна. – Она дает возможность развиваться творчески и духовно. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а иногда и на шаг вперед. Я, например, прошла все ступени профессионального роста. Начинала работать воспитателем группы продленного дня, учителем, затем была заместителем директора по воспитательной работе, замдиректора по учебной работе в начальном звене, и вот уже седьмой год (с 2016 года) работаю заместителем директора по учебной работе.
Стоит заметить, ответственность у замдиректора огромнейшая. Она отвечает за организацию учебного процесса в школе, выполнение учебных программ, регулирует нагрузку учителей, организует методическую работу в школе, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Кроме того, необходимо вести документацию, которая отнимает массу времени (и не только рабочего).
Елена Александровна прекрасно справляется со своими обязанностями. Ее ценят и уважают в учительском и ученическом коллективах. С ней можно обсудить любую тему, посоветоваться по тому или иному вопросу. Ее жизненное кредо: «Никогда не падать духом, не унывать. Идти по жизни с улыбкой. Быть всегда оптимистом». А профессиональное кредо: «Учитель должен идти на урок с радостью, выходить – с приятной усталостью».
– Быть современным учителем очень трудно, но все же возможно, – считает замдиректора. – Качество преподавания во многом зависит от взаимоотношений учителя и ученика. Ответная улыбка ученика и его горящие пытливые глаза – это успех настоящего учителя. Чуткие, заботливые, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – наше богатство, наше достояние.
Жанна Найман