С седьмого января и до Крещения Господнего (19 января. – Прим. авт.) празднуют Коляду.
Слово «Коляды» произошло от римского «календы» – первые дни каждого месяца. Только белорусы сделали коляды не началом каждого месяца, а началом года.
После принятия христианства ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгут костры, а юноши и девушки наряжаются в маски коней, коз, коров, медведей и других животных и ходят по дворам, поют колядки – песни, прославляющие Коляду.
Сколько бы человек ни было в компании, главных колядных персонажей — шестеро. Дед – предводитель всей «колядующей банды». Если Деда играет молодой парень, то он обязательно надевает специальную льняную бороду. Дед ведет Козу – человека в маске козы и в вывернутом наизнанку тулупе. Также обязательно в такой компании — Цыган, Музыка, Кабета и Мехоноша, который нес мешок с подарками и угощениями, полученными от людей.
По народному поверью, очень важными считаются первые дни Коляд. В это время надо чаще обращаться к разным богам и духам, просить у них благословения.
Второй день Коляд (день святого Степана) по народной традиции считается днем найма работников. Хозяева и работники высказывали друг другу свои обиды и недовольство. После выяснения отношений они или мирились и заключали новый договор, или расходились в поисках новых работников и хозяев. Отсюда поговорка: «На святы Сцяпан кожны сабе пан».
Весь день 6 января соблюдают пост. И лишь когда наступают сумерки, а на небе загорается первая звезда – словно та, что возвестила о рождении божественного младенца, семья садится за стол, чтобы отметить окончание поста. Но блюда на столе все равно постные.
В этот вечер хозяйки накрывают стол скатертью, под которую кладут сено (в знак того, что младенец Иисус лежал в яслях на сене). В некоторых семьях под скатерть еще кладут зубчики чеснока: по одному на каждый угол стола. Это нужно, чтобы отпугнуть злых духов.
На стол ставят лучшую посуду, причем приборов обычно четное количество, даже если гостей за столом — нечетное. В старину на трапезу Святого вечера приглашали родственников, друзей. Даже если в дом стучался незнакомец, его должны были пригласить к столу. Перепадало угощений и бездомным животным: на крыльцо своего дома каждая хозяйка обязательно ставила миску с едой для них.
В Сочельник подают двенадцать (по числу апостолов. – Прим. авт.) постных блюд. Главное среди них – сочиво. Все его ингредиенты имеют символическое значение. Зерно – знак воскресения жизни, мед – сладкой жизни, а толченый мак – достатка.
Всем детям в Сочельник принято дарить подарки. Я помню, как бабушка доставала из сумки сладости и другие угощения, а взамен брала с меня обещание вести себя хорошо, слушаться родителей.
В ночь с шестого на седьмое января в православных храмах начинается праздничное богослужение. Настоятель Дисненского храма Воскресения отец Геннадий рассказал, что рождественская служба отличается особой торжественностью: в храме всегда много прихожан, настоятель – в белой рождественской ризе.
Участницы народного фольклорного ансамбля «Валошкі» пожелали счастья и блогополучия жителям аг. Валавск Ельского района.