Для 91-летнего Николая Александровича Назарчука, одного из старейших жителей д. Санюки, жизнь всегда была в радость. Он и сегодня с оптимизмом смотрит в будущее, каждый день находит себе полезное занятие.
Николай Александрович всем сердцем привязан к родной деревне Санюки, в которой прожил всю свою сознательную жизнь. Однако и по свету он поездил немало, побывал в далеких краях…
Служил Николай на Дальнем Востоке – Камчатке, Курилах… Курс молодого бойца проходил в г. Советская Гавань (порт Ванино). Он с восторгом вспоминает свою службу на Тихоакеанском флоте, флотское братство и незабываемые морские приключения… Годы армейской службы на всю жизнь запечатлелись в его цепкой памяти.
– Служил на Курильских островах – это 36 островов, выпуклой дугой отделяющих Охотское море от Тихого океана, – рассказывает Николай Назарчук. – Климат на островах морской, с теплой зимой и нежарким летом.
Наша военная база находилась на острове Шумшу, но приходилось бывать и на других островах – Шикотане, Шиашкотане, Парамушире… На островах много птичьих колоний: чаек, бакланов, альбатросов и других пернатых. Китов, косаток, сивучей в море видел. На бурого медведя охотился…
Наш взвод насчитывал 101 военнослужащего. Солдатам выдавали хорошее жалованье. Я каждый месяц домой отправлял по 100 рублей (в то время это были деньги!).
Во время строительства аэродрома работал на тракторе, потом служил водителем, а когда командир увидел мой почерк, то меня перевели в штаб, назначили писарем взвода. В штабе, конечно, было хорошо, но больше почему-то запомнилось время, когда, будучи водителем, ездил по непроходимым камчатским дорогам.
Зимой передвигались на нартах, запряженных 14-16 собаками. Собак китовым мясом кормили, чтобы бежали резвее. Во время бурана каюр всегда останавливал собак. Ложились на снег, а вокруг нас собаки, которые согревали своим телом, не давали замерзнуть. И так пережидали непогоду…
После демобилизации вернулся на родину. Всю жизнь проработал в совхозе водителем. Во время военных сборов в 1966 году довелось освоить еще одну воинскую специальность – десантника. На самолете летал, несколько раз с парашютом прыгал, так что есть что вспомнить…
Побывал уроженец Санюков и в Карелии, в гостях у старшего брата Михаила.
– Нас у отца с матерью пятеро было, – продолжает свой рассказ Николай Александрович. – Отец мой, Александр Иванович Назарчук, всю войну прошел, победу встретил в Берлине… Он часто рассказывал о своих боевых товарищах, о том, что им пришлось преодолеть, через какие неимоверные испытания пройти, чтобы изгнать врага с родной земли и освободить Европу от гитлеровского фашизма.
В сентябре 1942 года в боях за Орел отец, будучи раненым, попал в плен. Его вместе с другими плененными отправили в концлагерь под Бобруйск, где советских солдат морили голодом и за малейшее неповиновение расстреливали. Однако отцу и еще нескольким его товарищам удалось сбежать из лагеря смерти. Беглецы примкнули к отходившей на восток группе красноармейцев и вместе с ними пешком протопали до самого Тамбова, где были сформированы новые воинские соединения и отправлены на фронт. Воевал отец на разных фронтах, участвовал во многих кровопролитных сражениях. И только благодаря 152-мм гаубице, которая вела огонь вдалеке от передовой, отец-артиллерист выжил и дошел до Берлина.
Воевал и мой старший брат Михаил, который, будучи идейным комсомольцем, еще до войны по комсомольской путевке уехал в Казахстан строить дорогу. Оттуда его и в армию призвали. Он тоже прошел всю войну, рассказывал, как его однажды чуть было не подстрелил немецкий снайпер. Пуля прошла по самой макушке, сбрила волосы вместе с кожей – шрам от той пули у него остался на всю жизнь (к сожалению, брата уже нет в живых).
А нас, младших детей, мать, Санклета Ульяновна, сберегла, защитила от войны. Помню, как мы вместе с матерью и коровой, кормилицей нашей, уходили в лес, когда фронт подходил к нашей деревне… Нам повезло: помог немец, говоривший на русском языке. Мы огородами прошли сквозь немецкие окопы и заграждения и беспрепятственно добрались до спасительного леса.
Мы выжили, но многих моих односельчан убила война. Не дай Боже пережить подобное нашим внуками правнукам! Мир – самое ценное на земле, без него не может быть жизни.
Жанна Найман