19 декабря Беларусь посетил Президент России Владимир Путин. Вообще новость о рабочем визите российского лидера в Минск вызвала большой резонанс. В белорусской столице по традиции готовились как можно теплее встретить зарубежных гостей. Российская делегация была представительной, а на переговоры аккредитовалось около сотни журналистов. Им бы заняться теориями заговора: почему вдруг Путин решил навестить Лукашенко? Но Лукашенко еще за несколько дней раскрыл всю «конспирологию» переговоров и отбил у них этот интерес.
А вот по ту сторону западной границы, наоборот, настолько увлеклись конспирологией, что, похоже, даже впали в истерику. «Трывожны вiзiт». «Забойства Пуціна ў Мінску». «Пуцін едзе ўцягваць Беларусь у вайну». «Крэмль імкнецца ўстанавiць кантроль над Беларуссю». «Пуцін едзе, каб пацешыць самалюбства Лукашэнкі». Вы серьезно? Хорошо. Если кто-то до сих пор считает, что белорусско-российские отношения — это исключительно про военно-техническое сотрудничество и чье-то самолюбие, давайте разберемся, почему на самом деле Владимир Путин прилетал в Минск, о чем договорились президенты и стоит ли Беларуси опасаться потери суверенитета. Подробности — в новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого».
Когда Беларусь и Россия решили углублять интеграцию?
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Западные санкции лишь сблизили оба государства: и экономически, и политически. 4 ноября 2021 года Александр Лукашенко как председатель Высшего государственного совета подписал основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы. Это 28 отраслевых союзных программ. Так называемые интеграционные карты. Они касаются единой политики в кредитно-финансовой и банковской сферах, единых принципов налогообложения, общих подходов в работе промышленности и сельском хозяйстве.
Тогда же были приняты новые решения по созданию объединенных рынков нефти, газа, электроэнергии и транспортных услуг, подписана обновленная военная доктрина Союзного государства и концепция миграционной политики. Не кажется ли вам, что когда на Западе рассуждают о белорусско-российских отношениях, то что-то упускают? Либо специально недоговаривают.
«Даже налоги, соглашение по косвенным налогам, оно в конечном итоге будет касаться очень большого пласта людей. Потому что в соглашении по косвенным налогам зашита проблема получения обратного акциза нашими НПЗ. Это проблема налогового маневра в нефтепереработке России, с которой мы бьемся, по сути, с 2014 года. А там уже эффект разделяется на две части. Это эффект для бюджета: бюджет получит дополнительные ресурсы — это возможность повышения зарплат и пенсий. И проблема решается для наших НПЗ — это занятость и плюс все «смежники», скажем так», — отметил посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.
Почему Лукашенко и Путин так часто встречаются?
Беларусь и Россия формируют единую промышленную политику. Занялись совместными разработками в микроэлектронике. Создают единый энергетический рынок. Все эти вопросы нельзя решить за один день даже при наличии политической воли на самом высоком уровне. Бюрократические процедуры, нерасторопность чиновников на местах и их боязнь ответственности ох как тормозят интеграцию. Настойчивость белорусского Президента и понимание российским лидером всей ситуации все-таки помогли поставить точку по многим вопросам. Александр Лукашенко в 2021 году приезжал в Россию пять раз. В этом году его визиты стали чаще. В гостях у Владимира Путина глава государства побывал семь раз.
«При таком объеме сотрудничества очень много вопросов, которые требуют постоянного административного сопровождения на высоком или на самом высоком уровне. Правительства занимаются этим почти каждый день. Объем колоссальный. Они много очень сделали. Нам остается только какие-то точки расставить над «i». Но это нужно делать постоянно», — поясни во время переговоров в Минске Владимир Путин.
Почему Путин прилетал в Минск?
Почему же в этот раз не белорусский Президент полетел в Москву, Питер или Сочи, а Владимир Путин посетил Минск? Впервые с 2019 года. Просто главы государств так договорились. Не стоит искать подвоха или додумывать. Вот действительно — просто так договорились. Если вы верите в теории заговора, то просто поймите, что все ваши фантазии можно было бы обсудить за обычным телефонным разговором. Для этого не нужны большие делегации, ковровые дорожки и ночные перелеты.
Сегодня, как заявил Александр Лукашенко, фактически определяется будущее белорусского и российского народов. Такова реальность, и здесь нет ни капли пафоса. Беларусь и Россия вместе смогли не только выстоять, но и найти возможности для развития своих экономик. Притом неожиданно для всех. И прежде всего для тех, кто создавал им эти сложности.
Александр Лукашенко встретил Владимира Путина прямо в аэропорту, и оттуда они вместе направились на переговоры во Дворец Независимости. Причем не только в одном кортеже, но и в одном автомобиле. Дальше было еще интереснее. Как правило, переговоры президентов проходят сперва один на один. А затем к ним присоединяются делегации. Мол, сначала нам надо договориться, а затем поручить правительствам реализовать все это. В этот раз все было наоборот.
Сперва переговоры прошли в широком составе. Главы государств как будто бы заслушивали доклады от своих министров о проделанной работе и тут же озадачивали их новыми поручениями. Александр Лукашенко даже назвал переговоры совещанием. Обратите внимание и на рассадку. Обычно президенты и их делегации сидят напротив друг друга. В этот раз президенты сели рядом, а члены правительств и министры — вокруг них. Через два с половиной часа главы государств продолжили встречу уже один на один в кабинете у белорусского лидера.
И пусть протокол — это порой большая условность, но получившийся формат встречи, как нам кажется, многое объясняет.
Что обсуждали Лукашенко и Путин в Минске?
Никто не скрывает: одной из тем переговоров стала энергетика. И это вполне логично. Беларусь разве производит газ? Нет. Или в Беларуси добывают достаточное количество нефти, чтобы загрузить свои НПЗ? Нет. И дело тут даже не столько в объемах, сколько в ценах и реализации нефтепродуктов. Беларусь не просит скидок или низких цен на энергоносители. Ее пожелание всегда было только одно: у белорусских и российских предприятий должны быть равные условия для работы. По заявлениям президентов, все решения по этим вопросам приняты. Правда, пока без подробностей. Все договоренности в ближайшее время должны быть закреплены на уровне правительств.
Президент Беларуси также не стал вдаваться в подробности: «Скажу только одно: мы удовлетворены результатами обсуждения в целом единого газового рынка, концепции и ценообразования на ближайшие три года. Мы зафиксировали нашу цену, она выгодная для нас. Россия очень много помогает в этом плане».
Дальше. Никто также не скрывает, что еще одной темой переговоров в Минске стало военно-техническое сотрудничество. А точнее, вопросы безопасности и обороны. Давайте будем откровенны. Сможет ли Беларусь в одиночку, без России защитить свою независимость? Да, в республике разрабатывают новейшее вооружение (мы рассказывали о нем в предыдущих выпусках), модернизируют Вооруженные Силы, но не будем строить иллюзий. У каждого свои возможности.
С недавних пор в Беларуси на боевом дежурстве находятся российские ракетные комплексы С-400 и «Искандер». Вместе с россиянами белорусы готовят свои экипажи, способные управлять самолетами с так называемыми специфическими боеприпасами.
«По каждой программе доложено Президенту. Было принципиальное решение, что если что-то кого-то не устраивает, мы это туда не тащим. Это позиция и нашего Президента, и Президента России. Поэтому никаких псевдополитических разногласий сейчас в этих программах нет. А если у нас будет сильная экономика, единое экономическое пространство, то наш суверенитет от этого только усилиться», — отметил Дмитрий Крутой в кулуарах встречи.
«Многие у нас тут начинают шептаться, когда не получается договориться, что Россия ставит неприемлемые для нас условия, связанные с нашей независимостью и суверенитетом. Абсолютно откровенно говорю: при всех сложностях, если Российская Федерация — руководство — хочет строить отношения с суверенным независимым государством Беларусь, если Россия воспринимает нас как суверенное и независимое государство (но очень близкое, очень надежное, где все русское — от языка до российских традиций — свято чтится), мы готовы выстраивать отношения. Но мы должны всегда исходить из того, что мы — государство суверенное и независимое. Мы единожды отрубили и договорились, как будем действовать, подписав эти 28 программ. Там нет посягательства ни в одной программе на наши суверенитет и независимость», — Президент Беларуси еще за несколько дней до встречи обозначил национальные приоритеты.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.