Экскурс в историю малой родины: Преступления гитлеровцев на Ельщине

Актуальное Год исторической памяти Помним и чтим Проект "НГ": Вспомним всех поименно

Борьба за сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и подвиге наших предков сегодня остра, как никогда.

Отрицая подвиг советского народа, западные политики и историки замалчивают бесчеловечные преступления фашистов на оккупированных территориях, геноцид еврейского и восточнославянских народов.

А ведь вместе с немецкими солдатами, одурманенными гитлеровской пропагандой, страшные преступления совершали венгры, румыны, итальянцы, финны и другие представители иностранных легионов СС, воевавших на стороне вермахта. Повсеместно на захваченных территориях истреблялись мирные евреи и белорусы, украинцы и русские…

Историк Леонид Смиловицкий в своих публикациях рассказывает о трагическом прошлом белорусских местечек, в том числе и Ельска. По его словам, в 1939 году в Ельске проживал 1231 еврей (31,8% от общего числа населения).

Вероломное нападение

Когда началась война (22 июня 1941 года гитлеровская Германия вместе со своими сателлитами вероломно напала на Советский Союз), все мужчины Ельщины призывного возраста были мобилизованы. Жители верили, что война быстро закончится и враг будет разбит на его территории. Но фашистская армада стремительно продвигалась на восток, сметая на своем пути все. Несмотря на яростное сопротивление советских бойцов, враг на первых порах побеждал, так как значительно превосходил в живой силе и технике. На военную немецкую махину работала вся Европа.

Сопротивление

В 20-х числах августа 1941 года Ельщина уже была полностью оккупирована. В м. Ельск фашисты вошли 23 августа. Многие не смирились с этим и с первых дней оккупации развернули партизанское движение. Всеми партизанскими операциями руководил Ельский подпольный РК КП (б) во главе с секретарем Зусей Черноглазом. Так, комиссаром партизанского отряда «Большевик» стал Моисей Гоникман, а директор ельской школы Гирш Каплан возглавил областную партизанскую газету «Бальшавік Палесся». Редактором подпольной газеты района был назначен Иосиф Кравец. Например, достоверно известно о выходе одного номера районной газеты «Кліч Радзімы», более похожего на листовку. Подпольщики его расклеили в самых людных местах райцентра.

Плечом к плечу встали на защиту Родины люди всех национальностей, в том числе и евреи. Почти две трети еврейского населения местечка Ельск успело эвакуироваться железнодорожным транспортом до прихода немцев. Тех, кто не успел или не захотел, ждала страшная участь…

В начале оккупации всех евреев переписали и заставили ежедневно являться на работу. До сентября 1941 года евреи продолжали жить в своих домах.

Ельский район был включен в состав рейхскомиссариата Украины. В самом местечке находился гебитскомиссариат, который подчинялся Житомирскому округу. Отделением жандармерии командовал Думер. В состав полиции вошли и местные жители (предатели были во все времена и эпохи). Начальником полиции был некий Григорий Козинцев, бургомистром района – Тихон Бабич, а бургомистром Ельска – Афанасий Авраменко.

Холокост на Ельщине

Ликвидация ельских евреев проходила в три этапа. Фашисты и их приспешники не щадили никого – ни детей, ни стариков… Первая казнь, по словам Смиловицкого, произошла в конце сентября (по другим сведениям в октябре) 1941 года. Полицаи и немцы загнали евреев в двухэтажное здание Ельского райисполкома, где без еды и воды продержали две недели, затем повели по ул. Добрынской (Пушкина) в сторону Овруча. По свидетельству очевидца Федора Кураленко, которому полицаи приказали запрячь коня и присоединиться к процессии в качестве возницы, на подводах сидели немощные старики и старухи, женщины с грудными детьми. Взрослые и подростки шли рядом. В его телегу посадили двух пожилых евреек и молодую женщину Хаю Фельдман с 2-летним сынишкой.

По воспоминаниям Федора, в колонне той было около 300 человек. Тех, кто не мог идти, расстреливали по пути. Одна из женщин по дороге родила. Фашисты убили младенца ударом о дерево, а обессилевшую мать расстреляли.

На окраине Овруча обоз остановили, всех ссадили с телег и дальше повели пешком, а возниц отпустили. Потом стало известно, что всех тех евреев расстреляли в окрестностях Овруча.

В октябре 1941 года гитлеровцы схватили в Ельске 500 евреев, погнали их к Припяти и погрузили на баржу. 5 суток держали несчастных людей на реке, не давая им ни есть, ни пить. Когда крестьяне из соседних деревень пытались передать на баржу хлеб, фашисты открывали огонь. На 6-й день всех утопили.

Еще одна страшная карательная операция состоялась в январе 1942 года. По приказу немецкого командования, несколько десятков евреев привели на ул. Заводскую, возле скотобойни нескольких расстреляли, а остальных сожгли живыми в салотопке (помещении для вытапливания жира из свиных туш).

А в начале марта 1942 года фашистские изверги начали охоту на подпольщиков и родственников партизан. Всего по спискам предателей было арестовано 125 человек, в том числе 32 еврейские семьи, которым до этого удавалось избежать расправы. Всех расстреляли, многих подвергли страшным пыткам. Имущество убитых распродали или раздали местным полицаям. Как свидетельствует один из документов военного времени,  бургомистр взял себе никелированную кровать, шкаф, корову, мужской костюм и осеннее пальто. Но даже страшно себе представить, как можно носить костюм или пальто, снятые с убитых людей.

Ирина Дарина

Текст опубликован в газете «НГ» от 22 июня



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *