В д. Жуки прошел траурный митинг-реквием «Об упокоении погибших в лихую годину».
В Ельском районе гитлеровцы полностью сожгли 56 деревень, зверски уничтожили 2797 мирных жителей и угнали в рабство 725 человек.
Только за один день в июле 1942-го палачи сожгли на Ельщине еще 11 сел вместе с людьми: Зеленый Бор, Загатье, Ново-Высокое, Старо-Высокое, Павловку… Копанка, Круглое, Заболотье, повторившие судьбу Хатыни, к жизни так и не вернулись.
Ровно через год в деревне Жуки произошла еще одна жуткая трагедия. Каратели свезли туда жителей близлежащих районов — Житковичского, Наровлянского, Петриковского и Туровского и расстреляли. Всего погибло более 3,5 тысяч человек. Тела сбросили в 17 специально выкопанных ям. Как рассказывал потом один из очевидцев, на глазах у матерей гитлеровцы издевались над детьми, закапывали людей полуживыми в ямы… Земля «дышала и стонала» в течение нескольких дней. Разве такое можно забыть?..
— До войны в деревне Копанка насчитывалось 262 жителя, 182 из них погибли 18 июля 1942 года, лишь 30 человек чудом выжили в той трагедии, – приглушенным голосом, словно боясь нарушить звенящую тишину, рассказывает директор Ельского краеведческого музея Татьяна Кашевич.
Место бывшего сельского гумна огорожено. Здесь на небольшой площади находятся две братские могилы с неопознанными после пожара останками. Рядом еще три. В одной из них покоятся Стаховская Екатерина и ее дети: 17-летняя Антонина, 6-летний Адась и 4-летняя Юля. В двух других – Максим Прохоров с малышами Сашей и Ниной. А за оградой — десятки единичных могил с именами. На высоких соснах, которые были свидетелями страшной беды, висят венки, оставленные теми, у кого до сих пор болит сердце за родных и близких, погибших от рук карателей…
Здесь хочется только молиться. И молчать.
В тот день беда пришла и в небольшую деревушку Круглое, в которой по кругу было выстроено 15 домов. Там фашисты расстреляли 41 жителя и сожгли все до единого дома. Одновременно горело Заболотье в Старовысоковском сельсовете: 76 дворов и 167 человек – вся деревня…