28 января 2022 года в Республике Беларусь проводится Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Вместе – за безопасность на дорогах!», целью которого является пропаганда соблюдения Правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения.
За 12 месяцев 2021 года на территории Гомельской области произошло 445 дорожно-транспортных происшествий, в которых 73 человека погибли и 489 ‑ получили телесные повреждения различной степени тяжести, из них по вине водителей произошло 386 ДТП, по вине пешеходов ‑ 39. 51 ДТП совершено водителями в состоянии алкогольного опьянения и 20 пешеходов в момент дорожно-транспортного происшествия находились в состоянии алкогольного опьянения.
Также, за 2021 года произошло 56 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 2 детей погибло и 55 – были травмированы. В 75% случаев ДТП произошли по вине водителей.
Значительное влияние на уровень безопасности дорожного движения оказывает недисциплинированность водителей транспортных средств и пешеходов. В большинстве случаев дорожно-транспортные происшествия совершаются из-за отсутствия взаимного уважения между участниками дорожного движения, а также по причине прямого игнорирования Правил дорожного движения. Грубейшие нарушения Правил дорожного движения, приводящие к автоавариям со стороны водителей ‑ это превышение скоростного режима, нарушение правил обгона и проезда перекрестков, не пропуск пешеходов на пешеходных переходах, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, не имея права управления транспортным средством, а также неиспользование детских удерживающих устройств, при перевозке несовершеннолетних пассажиров; со стороны пешеходов – это переход проезжей части в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, неожиданный выход на дорогу из-за транспортных средств, движение по дороге в состоянии опьянения, неиспользование световозвращающих элементов в темное время суток.
По-прежнему, самой основной причиной совершения дорожно-транспортных происшествий на территории Гомельской области остается не предоставление преимущества в движении пешеходам.
Каждый водитель должен постоянно помнить, что в соответствии с п. 16.2 Правил дорожного движения пешеход имеет право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.
На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления. Порой же только заморгает сигнал светофора, как автомобили тут же срываются с места, не оставляя возможности пешеходам спокойно завершить переход. Вежливый водитель тратит меньше нервной энергии, автомобиль он водит более безопасно, потому что выдержан и уверен в себе.
Но это совсем не значит, что пешеход имеет право не пропускать автомобиль! В свою очередь в соответсствии с п. 18.2 Правил дорожного движения ему запрещается задерживаться и останавливаться на проезжей части дороги, в том числе на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств. Переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу и лишь при его отсутствии в пределах видимости, в соответствии с п. 17.3 Правил дорожного движения, разрешается переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Особое внимание стоит обратить на то, что выходить на проезжую часть как на пешеходном переходе, так и вне его можно только убедившись, что выход этот безопасен. А в случае, когда переход осуществляется вне пешеходного перехода, добавляется еще и условие, что своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.
Также пешеход должен помнить, что автомобиль ‑ это довольно крупная и инертная конструкция, которая постепенно меняет свое положение. Она не может мгновенно переместиться или остановиться.
Именно в несоблюдении Правил дорожного движения участниками дорожного движения и кроется вся суть напряжённых отношений водителей и пешеходов.
Что касается пассажиров, эта категория участников дорожного движения зачастую пренебрегает основным законом дорог и не всегда использует в автомобиле ремни безопасности, а также не все использует детские удерживающие устройства при перевозке несовершеннолетних, а случись несчастье, так это водитель виноват, ведь он несет ответственность за пассажиров в салоне транспортного средства. Но не стоит в очередной раз искать виноватого, просто соблюдайте п. 23.3 Правил дорожного движения, который гласит, что пассажир обязан соблюдать меры безопасности, предусмотренные конструкцией транспортного средства и правилами перевозки пассажиров на соответствующем виде транспортного средства.
А п. 178 Правил дорожного движения напоминает, что перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:
- детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до пяти лет;
- детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от пяти до двенадцати лет.
Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования детских удерживающих устройств, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.
Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен.
Также запрещается перевозка детей до двенадцати лет на заднем сиденье мотоцикла, мопеда.
Бесконечное выяснение участников дорожного движения кто прав, а кто виноват ни к чему не приведет, попросту необходимо знать и соблюдать Правила дорожного движения, ведь этот закон дорог, написанный ценой жизней людей погибших в дорожно-транспортных происшествиях, ставших инвалидами и утративших своё здоровье, он регулярно совершенствуется с учетом складывающейся дорожно-транспортной обстановки в Республике Беларусь, а следовательно необходимо регулярно повышать свой образовательный уровень и изучать действующие нормы.
Всем участникам дорожного движения необходимо осмыслить, и понять, что дорога всегда сопряжена с опасностью, где нет и не должно быть места самоуверенности, безразличию и полумерам в вопросах соблюдения своего истинного предназначения ‑ всегда и везде оставаться сознательным человеком, ведь от действий каждого из нас зависит будут ли наши дороги безопасными.
Придерживаясь на дороге корректного поведения, взаимопонимания и взаимоуважения к другим участникам дорожного движения, Вы подаёте достойный пример для подражания другим, делая тем самым наш мир безопаснее!
Помните, только неукоснительное соблюдение правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения приведет к снижению количества аварий на дорогах и тяжести их последствий.
С 24 по 30 января 2022 на территории Мозырского района проводятся профилактические мероприятия под названием «Перекресток!», «Встречная полоса!» и «Ребенок главный пассажир!»
Дмитрий Деркач
Старший инспектор ДПС ОГАИ Мозырского РОВД