Проезжая по единственной жилой улице д. Ульяновка, обратили внимание на огромный столетний дуб. Выйдя из машины, долго стояли, запрокинув головы, перед необъятной кроной ульяновского великана. Вот это дуб!
В дубовой кроне резвились неугомонные воробьи, перелетая с ветки на ветку и весело чирикая. Они чувствовали себя на высоте в прямом и переносном смысле. Кроме их голосов и редкого петушиного пения, в деревне не было ни звука. Их задорное чириканье разрывало деревенскую тишину и наполняло пространство жизнью.
Раскидистая чашеподобная крона могучего красавца дуба упиралась в небеса. Казалось, огромный великан простер руки-ветви к Богу, моля Его продлить век этой маленькой полесской деревушке.
История деревни Ульяновка, казалось бы, давно канула в Лету. Когда и кем она была основана, достоверно неизвестно. Старожилы деревеньки, сколько себя помнят, ни разу не слышали об истории ее возникновения, да и никогда не задумывались об этом. Правда, все же существует несколько версий названия деревни. По одной версии деревня названа в честь ее основателей – семьи Ульяновых, по другой – бабки Ульяны, старой знахарки, мудрой и проницательной женщины, жившей на хуторе возле леса. К ней со всей округи приходили люди за помощью: она собирала травы, готовила целебные снадобья, которыми исцеляла больных. Особенно часто к ней обращались женщины – бабка Ульяна помогала роженицам. Умела она и ворожить…
Бытует еще одна версия, по которой деревню назвали в честь В. И. Ленина-Ульянова после победы Октябрьской революции.
Испокон веков здесь жили трудолюбивые, терпеливые люди. Никогда не бунтовали, не роптали на тяжелую крестьянскую жизнь, а смиренно изо дня в день делали привычную для себя работу: пахали, сеяли, косили, жали… Добывали себе пропитание с потом и кровью. Шили одежду, ткали, пряли, вышивали… Как только рождались дочери, каждой из них готовилось приданое.
Многое может рассказать ульяновский дуб-исполин. И то, как в годы Гражданской войны в окрестностях Ульяновки шли тяжелые бои с польскими легионерами, в результате которых погибли многие мирные жители. И как сгоняли в разгар коллективизации всех в колхоз «Ульяновск». И как выживали ульяновские женщины с малолетними детьми и седые старики в годы немецко-фашистской оккупации – полицаи и немцы, периодически наезжая в деревню, забирали все, что можно. Люди прятались в лесу вместе со своими коровами-кормилицами.
Помнит дуб-великан фамилии только двух фронтовиков, вернувшихся с войны –это Александра Максимовича Герасименко и Евхима Петровича Леглика.
После войны деревня отстроилась, расцвела, около 50 подворий насчитывалось в послевоенной Ульяновке. И на всех – хозяйства большие, подсобные. Почти у каждого ульяновца конь был, по нескольку коров. А какие мастера и мастерицы жили в Ульяновке!
На всю округу славились своим мастерством плотник Григорий Коледа, бондарь Игнат Мищенко, на все руки мастерица Мария Мищенко… Славились трудолюбием и хозяйственностью и другие ульяновцы.
Помнит ульяновский исполин и свою последнюю хозяйку – Марфу Принеслик, одинокую безобидную старушку, которая, однако, завещала сделать ей гроб из него, крепкого дуба, росшего возле ее избушки. Слава Богу, наказ бабули никто не исполнил – и Марфин дуб растет, с каждым годом прибавляя в кольцах, и становится все величественнее и краше. Его по праву можно назвать достопримечательностью Ульяновки, ее летописью. Он стоит, охраняя мирный сон последних жителей Ульяновки, и будет еще много-много лет стоять, наблюдая за всем, что происходит вокруг.
Жанна Найман
Текст опубликован в газете «НГ» от 8 декабря под заголовком «Марфин дуб»