В поисках лучшей жизни люди из сельской местности перемещаются в города. Но параллельно происходит и обратное – городские жители восстанавливают численность населения деревень, переезжая летом на дачи. Пример тому – деревенька с красивым названием Остров, которая находится недалеко от Ельска.
В этой деревне, расположенной в четырех километрах от районного центра, сегодня проживает только одна коренная жительница – восьмидесятитрехлетняя «хранительница» Острова Мария Сыровая.
Мария Людвиговна родом из деревни Лукавцы, но живет в Острове уже полвека и считает его своим родным домом. Когда-то, вспоминает бабушка, здесь было очень людно: дружно отмечали свадьбы, провожали юношей в армию, собирались на танцы, помогали друг другу копать картошку. Сегодня деревню от запустения и вымирания спасают только дачники. Жизнь «кипит» здесь в основном по выходным, с весны до осени, на зиму деревня замирает.
– Слава Богу, деревенька живет, люди строятся, садят огороды. Ну и что, что только дачники, главное – люди рядом, хозяева, – уверена Мария Сыровая. – Только когда все разъезжаются, становится тоскливо и страшно немного. Но я привыкла. Спасибо детям – навещают почти каждый день, помогают мне по хозяйству. Раньше я и коровку держала, и поросят, и прочую живность. А сегодня коты да собака – все мое хозяйство. Здоровье уже не то, годы берут свое. Хотя огород еще сею и стараюсь, по возможности, сама с ним управляться. Сын, правда, ругается, говорит, чтобы я больше отдыхала, но я не могу без работы. А по вечерам с котятами забавляюсь. Кошка моя привела троих малышей. Выкинуть их рука не поднялась, живые существа же, тоже жить хотят. Вот и коротаем теперь вечера с ними вместе.
Соскучившаяся по общению, Мария Людвиговна с удовольствием отвечала на вопросы, рассказывала о себе. «Замуж я вышла в 1967 году за молодого вдовца из д. Остров. У Владимира, хозяина моего, был маленький сын Сашка (сейчас со своей семьей живет в Санкт-Петербурге). К мальчику привязалась сразу же, полюбила как родного. Потом родила мужу еще двоих детей – сына Сергея и дочь Людмилу (они живут рядом, в Ельске). Дети подросли немного, я пошла на ЖБИ работать, трудилась там восемь лет, а после сокращения устроилась помощником воспитателя в детский сад в Коммуне, на его месте сейчас магазин «Богучанка» стоит, – вспоминает Мария Людвиговна. – Там я проработала 18 лет, вышла на пенсию… Все в жизни было: и горе, и радость, но я не жалуюсь, вспоминаю былое время с удовольствием».
Мария Сыровая, и правда, женщина очень оптимистичная, старается не унывать и своими проблемами никого не обременять. Например, о том, что в д. Остров есть проблема с водой, она не сказала ни слова, пока мы не увидели в доме с десяток бутылей, наполненных водой, и не спросили, для чего такие запасы. Бабушка рассказала, что по всей деревне колодцы пустые. Поэтому почти в каждом дворе есть скважина (у Марии Людвиговны тоже), но вода из скважины непригодная. «Она мутная, с какими-то жирными примесями, использовать ее нельзя. Воду мне привозит сын. Но у него тоже свои дела есть, семья, работа, не всегда получается вырваться. Поэтому берегу каждую каплю, и надеюсь, что на проблему нашу все-таки обратят внимание», – старается не расстраиваться бабушка. Ведь, по ее мнению, самая большая благодать Божия, когда спокойно, когда войны нет.
С таким настроем и живет Мария Людвиговна, радуется каждому новому дню, не обращая внимания на трудности, с нетерпением ждет весны. Ведь к этому времени подтягиваются соседи-дачники, можно услышать голоса, детский смех, поговорить с потомками бывших хозяев и приезжими людьми, купившими дома под дачи.
Жанна Ринговская
Текст опубликован в газете «НГ» от 17 ноября под заголовком «Жизнь на «Острове»