С 1-го сентября в школах Беларуси появилась новая должность – руководитель военно-патриотического воспитания, или военрук. О том, что это за должность и зачем в школе допризывная подготовка, мы узнали у военрука СШ № 1 г. Ельска Александра Денисова, за плечами которого 33 года педагогического стажа.
– Я учился в советской школе, и у нас в старших классах была начальная военная подготовка (НВП), – рассказывает Александр Николаевич. – Мы изучали виды и рода войск Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, радиационную и химическую защиту, строевую и огневую подготовку, стреляли из винтовки, упражнялись в сборке и разборке автомата… Мне нравились эти уроки, и после окончания школы я считал своим долгом, в первую очередь, отслужить в армии. Тогда сначала шли в армию, потом – в техникум или вуз. Для меня армия всегда была школой мужества, закалки, взросления. И такой остается по сей день. Я считаю, уроки военно-патриотического воспитания нужны в школе, главное – не относиться к ним формально.
Стоит заметить, Александр Денисов начинал свою педагогическую деятельность в школе как учитель НВП, затем на протяжении многих лет вел уроки физической культуры и здоровья. И сегодня Александр Николаевич преподает физкультуру и уроки военно-патриотического воспитания в 10–11 классах. На его уроки дети бегут с радостью, так как знают, что будет интересно. К тому же одними уроками учитель не ограничивает свою педагогическую и воспитательную деятельность. Экскурсии, интересные поездки и встречи, походы с пикниками, волонтерская деятельность… – все это, по словам учителя, способствует формированию гражданственности, национального самосознания и любви к Родине.
Не успел начаться новый учебный год, как он организовал для детей поездку в воинскую часть г. Мозыря, где ребята познакомились с бытом и службой солдат. Сводил своих учеников в поход по памятным местам малой родины. Ребята вместе с учителем побывали в Старом и Новом Чертене, Некрашовке, искали следы знаменитого Екатерининского шляха, навели порядок на старинном чертеньском кладбище, побывали на месте, где проходили когда-то сезонные ярмарки, на которые съезжались не только местные крестьяне, мещане и купцы, но и торговцы из Украины и даже России.
– Воспитать патриота – это не автомат собрать-разобрать, – говорит военрук. – Это требует не одного дня и даже года. Ведь патриотизм – это не красивые слова и лозунги, а то, что чувствует человек, чем наполнена его душа, на что отзывается его сердце… Это весьма сложный процесс, в котором должны участвовать все: детский сад, школа, колледж, вуз и, конечно же, семья. Только работая вместе, мы сможем привить подрастающему поколению чувство гордости и преданности своему Отечеству, его истории, культуре, традициям.
На уроках военно-патриотического воспитания мы разговариваем на разные темы. Обсуждаем военно-политическую обстановку в мире, изучаем с ребятами правовые основы военной службы и законы Республики Беларусь. У нас запланировано много практических занятий, в том числе строевая и огневая подготовки, оказание первой медицинской помощи раненым. Будем знакомиться с современным вооружением и военной техникой белорусской армии. Мы уже побывали в м-не 50 лет СССР, где установлена старая бронетехника. И ребята воочию изучали технические характеристики и боевую мощь каждой из представленных в музее под открытым небом машин.
В планах школьного военрука – встречи с «детьми войны», которые до мельчайших подробностей помнят события Великой Отечественной, самой страшной из войн в истории человечества; изучение биографий героев и прославленных земляков, чьими именами названы улицы г. Ельска, походы по местам боевой славы, уход за братскими могилами и воинскими захоронениями, волонтерская деятельность…
– Готовность прийти на помощь, сочувствие и сострадание – неотъемлемые качества патриота, – считает Александр Денисов. – Мы с учащимися помогаем пожилым одиноким людям. Так, недавно навели порядок в огороде одной бабушки, проживающей по ул. Луговой. Кстати, она очень интересно рассказывает о войне, много знает по краеведению. Благодаря таким людям, детям проще представить, как выживали их прабабушки и прадедушки в годы войны, как восстанавливали колхозы и отстраивали дома, как жили в советскую эпоху…
Без прошлого нет будущего. Поэтому изучение истории родного края, героического прошлого родной страны, белорусской природы, местных традиций и обычаев, безусловно, способствует формированию человека и гражданина.
Жанна Найман