На Гомельщине регистрируется рост заболеваемости COVID-19. Фиксируются повторные случаи заражения, и бывает, что во второй раз болезнь протекает тяжелее. Об особенностях эпидситуации в нашем регионе «Гомельскай праўдзе» рассказала заместитель главного врача областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ольга Тульженкова.
– В области, как и по стране, доминирует дельта-штамм. Важно пояснить, что у каждого пациента штамм не определяется. Это сложное исследование, оно проводится в столичном РНПЦ эпидемиологии и микробиологии. Собираются выборочные образцы, чтобы составить общую картину. На эту тему распространено немало домыслов. Многие считают новые штаммы чуть ли не другим вирусом, говорят, что вакцины не помогают. Нет, дельта – тот же коронавирус, но с небольшими изменениями. Формирование новых штаммов – особенность большинства вирусов, в том числе ВИЧ и гриппа. Бактерии могут выживать во внешней среде: оказываются в молоке, мясе, размножаются, а потом в удобный момент попадают в организм человека. Вирус не может себе этого позволить: он существует только в живой клетке. Поэтому способность образовывать новые штаммы нужна вирусам для сохранения как вида. Что привело к доминированию дельта-штамма? Произошли мутации в S-белке – это шипы, которые мы видим на изображениях коронавируса. Этим шипом он прикрепляется к клетке, чтобы в нее проникнуть. «Парковочная площадка» стала более совершенной, поэтому повысилась заразность и наблюдается рост заболеваемости. Если раньше один больной мог инфицировать в среднем двух человек, то сейчас – пять-шесть.
– Дельта-штамм клинически проявляется по-особенному?
– Отмечают более частое проявление кишечных симптомов, хотя они существовали и при предыдущих вариантах вируса. Поэтому это не главный признак. Изменилась возрастная структура. Во время первой волны основной группой риска и заболевших были пожилые люди и лица с хроническими заболеваниями. Сейчас можно с уверенностью заявить, что ковид помолодел и затрагивает категорию трудоспособного населения, которое болеет тяжелее. Дети тоже болеют, но в основном в легкой и средней форме и редко нуждаются в госпитализации. Чаще заражаются школьники, что связано с их укладом жизни.
– Есть ли вакцинированные в реанимации?
– Практически нет. Нет привитых на ИВЛ.
– Практически нет – значит, есть редкие случаи?
– Никакая прививка не дает стопроцентной защиты от заболевания. И дело не в вакцине, а в организме человека. Есть единичные случаи, когда организм вообще не реагирует на стимуляцию и не вырабатывает антитела по разным причинам. Но мы видим, что из тех, кто получил два компонента вакцины, сегодня заболевают 0,2–0,5% людей. То есть от двух до пяти человек из тысячи. Это немного. И у 80% из них заболевание протекает в легкой форме. У большинства остальных – средняя степень тяжести.
– Какой тест лучше сдать при подозрении на ковид?
– Сегодня для диагностики используют ПЦР-тест – мазок из носа. Нужна специальная лаборатория с оборудованием, где определяют генетический материал. По фрагментам РНК достраивается полная цепочка и определяется вирус. ПЦР может быть положительным еще до появления симптомов, во время инкубационного периода, когда человек уже заразился, но клинических проявлений нет. Этот период составляет от нескольких дней до двух недель. При дельта-штамме он в основном короче, от двух до пяти дней. Ковид помолодел и затрагивает категорию трудоспособного населения, которое болеет тяжелее. Дети тоже болеют, но в основном в легкой и средней форме и редко нуждаются в госпитализации В больницах есть экспресс-тесты на антиген, их часто применяют при госпитализации человека с патологиями, не связанными с коронавирусом. Этот тест информативен, по результату приравнивается к ПЦР. Есть еще тест на антитела M и G, но он менее достоверный. Наличие иммуноглобулинов М – обычно признак острого состояния, когда заболевание протекает сейчас или вот-вот начнется. Антитела G говорят о том, что ковид уже был перенесен, наступила стадия выздоровления. Но антитела М не всегда соответствуют острой фазе болезни. Иногда они появляются позже, когда человек уже переболел и вирус не выделяет. Поэтому слепо доверять этому тесту не советую, его недостаточно для достоверной постановки диагноза. Не нужно всем нам превращаться во врачей и определять, когда и как обследоваться. Для этого есть компетентные медработники, которые с учетом состояния решают, как лучше поступить. Важно доверять врачам.
– Если человек переболел ковидом, когда ему можно привиться?
– Любое острое состояние – временное противопоказание к любой вакцинации. Через две недели после перехода хронического заболевания в стадию ремиссии, а также выздоровления после острых вирусных инфекций можно прививаться. Что касается коронавируса, то если заболевание протекало в легкой или бессимптомной форме, то можно вакцинироваться спустя две-три недели. Даже когда есть антитела, это, во-первых, не противопоказание, а во-вторых, не гарантия того, что они вас защитят. По этим же причинам нет смысла определять уровень антител перед прививкой. Что касается тяжелого течения болезни, то вакцинироваться можно через три-шесть месяцев. В этом вопросе стоит проконсультироваться с врачом. Хочу отдельно сказать про прививочные пункты вне организаций здравоохранения. Некоторые опасаются туда идти. Не стоит: там работают и врач, и медсестра, проводят полноценный медосмотр. У них есть электронный доступ к медицинской карте пациента. То есть оказывается ровно тот же спектр услуг, что и в поликлинике. На 8 октября первый компонент вакцины получили более 433 тысяч человек, или 31% от всего населения Гомельщины. Полный курс иммунизации прошли 311,6 тысячи. Стоит понимать, что чем быстрее проводится вакцинация, тем меньше распространяется вирус и появляются новые штаммы.
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель