Проезжая на поезде по железной дороге, каждый из нас не раз видел стоящих вдоль полотна уставших, но улыбающихся путейцев в ярко-оранжевых жилетах. Среди них, возможно, был и герой нашего рассказа – монтер с 30-летним стажем Иван Прибора.
Занимаемся текущим содержанием пути, – охотно рассказал о специфике своей работы Иван Прибора, – устраняем зазоры между рельсами, гайки подтягиваем, меняем пришедшие в непригодность шпалы, выправляем ширину колеи и регулируем стрелки. Когда шпалы прогнивают, ширина между рельсами выходит из нормы, вот мы ее и выравниваем. Также удаляем траву между шпал и обкашиваем откосы, убираем мусор на территории железной дороги. Следим за тем, чтобы не было детей на путях.
Если это вовремя не сделать, проглядеть, то поезд может сойти с пути и произойдет трагедия. Мы ведь обеспечиваем безопасность движения грузопассажирских поездов.
От опытного монтера узнали, что для работы на железной дороге нужны отменное здоровье, физическая сила и выносливость, прочные знания и разносторонние умения. Чтобы ремонтировать железную дорогу, надо хорошо знать свойства грунта и балластных материалов, разбираться в способах укладки шпал и рельсов, уметь закреплять их, выполнять множество других операций. Насколько тяжел и как важен этот труд, говорить не приходится.
По словам Ивана Кирилловича, за долгие годы работы он не только втянулся и привык к «железке», но и полюбил ее. Стук колес, гудки паровоза, лязг железа стали настолько привычными, что он их просто не замечает.
– Работаем мы бригадами, – рассказывает монтер. – В нашей дружной бригаде 6 человек. Все настоящие профессионалы, мастера своего дела. С любой работой справятся.
Все свое свободное от работы время и почти весь отпуск Иван Кириллович в основном проводит на даче (родительском доме) в Старом Высоком, где он с супругой, Лилией Анатольевной, сеют большой огород, занимаются хозяйственными делами и наслаждаются деревенской идиллией.
Есть у путейца и самые любимые увлечения – это охота, рыбалка и общение с внучатами.
– У меня замечательные сыновья (оба работают в лесхозе) и обаятельные внучата-близняшки – Софья и Семен (5 лет), – с гордостью заявил Иван Кириллович. – Это мое самое главное достижение в жизни.
Жанна Найман
Текст опубликован в газете «НГ» от 4 августа под заголовком «30 лет на «железке»