Минчанка Галина Муравская в родной деревне Будки на Ельщине забывает все проблемы, в том числе и со здоровьем

Год малой Родины Личности Общество

Минчанка Галина Муравская нигде так хорошо себя не чувствует, как в родной деревне Будки, где родилась, выросла, познала первые чувства. Где стоит отчий дом, который каждой весной терпеливо, с надеждой и любовью ждет свою хозяйку.

Как только сходит снег, Галина Муравская (в девичестве Коркуц) возвращается на родину. Она сразу приводит в порядок родительский дом: где подкрасит, где подклеит, где что починит с помощью брата, который живет в Старом Высоком. И, казалось бы, ничем не примечательная деревенская изба преображается, становится выше, краше, добротнее.

– Здесь я забываю обо всех проблемах, – говорит коренная будковчанка. – И даже здоровье свое поправляю: нормализуется давление, сахар… и суставы не так мучают. Недаром говорят, что родная земля прибавляет сил и здоровья. Здесь я чувствую себя счастливой. Занимаюсь огородничеством в свое удовольствие, консервирую и засаливаю овощи, высаживаю цветы – вон их сколько у меня! Слава Богу, в этом году вода хоть в колодце есть, по вечерам поливаю свои цветочные насаждения и овощные культуры. Правда, воду использую весьма экономно. Вода нынче на вес золота.

Цветов на подворье Галины Муравской и впрямь много. Петуньи в горшках, жестяных мисках, чайниках украшают крыльцо, колодец и весь двор. Палисадник весь заполонил огромный куст гортензии. И даже на плодовых деревьях цветы, сделанные из пластиковых бутылок.

– По хозяйству и в огороде мне помогает брат, – заметила Галина Алексеевна. – Он и продукты мне привозит. Да и в автолавке можно все самое необходимое купить. Общения тоже хватает. Недалеко от меня живут мои приятельницы, такие же дачницы, как и я. Мы с ними часто собираемся и вспоминаем о прошлом. Вспоминаем свое беззаботное детство, родителей, односельчан, которых уже нет в живых. На сельском погосте покоится много моих сродников. Родители мои всю жизнь на ферме проработали, труженики были – каких поискать. А бабка моя 104 года прожила (вечная ей память!).

Будки всегда славились своими мастерами: плотниками, печниками, музыкантами… У нас даже свой духовой оркестр был – слава о нем по всей округе гремела. А пели-то как, пели! По вечерам то в одном конце деревни, то в другом слышалось протяжное, звонкоголосое, задушевное пение. Сейчас так не поют. Пели о нелегкой вдовьей доле, о несчастной девичьей судьбе… – после войны много вдов было в нашей деревне.

Во времена моего детства и юности в нашем селе 360 человек проживало. В каждом доме по четверо-пятеро детей. На одной только неделе, в один год родилось с десяток малышей, в их числе и я. У нас на улице детвора до самого темна шумела, игры затевая. Во что только не играли! Я так ярко помню свое детство – как будто это вчера было.

За остановкой находилось небольшое болотце. Там мальчишки вьюнов ловили. Помню, брат всегда меня с собой брал. Сначала я и не догадывалась почему. А оказывается, из-за платья. Брат просил подставлять подол, когда вытаскивал ужеподобную рыбину. Вьюны подпрыгивали, извивались, как змеи, а я визжала, сколько было мочи – мальчишек это несказанно веселило и подбадривало. Однажды бабушка посоветовала насыпать в подол соли. Что было… – не рассказать! Вьюны еще больше змеились и подскакивали…

Когда ходила в школу, в средние и старшие классы, то на каникулах подменяла почтальоншу. Мне нравилось разносить почту. В то время много писем приходило, газет. Как сейчас помню моих адресатов! Сколько достойных людей взрастила моя деревня! Низкий ей за это поклон.

Жанна Найман

Фото Анастасии Беляк

Текст опубликован в газете «НГ» от 11 августа под заголовком «Отчий дом согревает и исцеляет»



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *