Уходят в мир иной ветераны Великой Отечественной войны, но остаются их дети и внуки, которые не забывают своих героев, вспоминают о них с теплотой и любовью. Ельчанка Сталина Алехнович через всю свою жизнь пронесла в своем сердце светлый образ отца, Ивана Александровича Бабурова, пропавшего без вести в начале войны.
– Отца своего не помню, – рассказывает Сталина Ивановна. – Родилась я в 1940 году, перед войной, а папа пропал без вести в июне 1941 года (после войны пришло извещение). Но сохранились его фотографии, которые я бережно храню, и то, что рассказывала о нем мама, Федора Максимовна Бабурова.
Познакомились мои родители в Ельске, где до войны стоял военный гарнизон. Папа был офицером, его воинское звание – инженер-капитан 3-го ранга. А мама моя работала поваром в офицерской столовой. Там и познакомились, полюбили друг друга, а потом и поженились. У моих родителей родилось четверо детей – два мальчика и две девочки (я – самая младшая).
Мама родом из Ельска, а папа – из России. Родился он в д. Молявка Калининской (ныне Тверской) области в 1904 году. С 1927 года состоял на воинской службе, к началу войны он был в звании капитана. Перед войной отца перевели в Западный округ, на границу с Польшей. Мы всей семьей отправились за ним, жили в военном гарнизоне под Белостоком.
Когда началась война, офицерские семьи отправили эшелоном на восток. Наш поезд разбомбили. Мы чудом остались живы. По рассказам мамы, долго и мучительно добирались до Ельска, где жили бабушка, тетя и другие родственники.
Что же касается папиной судьбы, то о нем почти ничего не известно. Как он погиб и где похоронен, я не знаю. Знаю лишь, что мой отец служил в 10-й армии, 8-й стрелковой дивизии, 151-м стрелковом полку. Дивизия, в которой он воевал с фашистскими захватчиками, держала оборону пограничного рубежа в районе г. Щучина. Известно, что она была уничтожена в Белостокском котле в первые дни войны, но отдельные группы советских бойцов продолжали неорганизованное сопротивление до конца июня 1941 года. С этого времени мой отец, Иван Александрович Бабуров, считается пропавшим без вести.
Единственное, что я точно знаю, он командовал батальоном и пал в бою смертью храбрых. Прошлой весной мы с детьми решили поставить ему памятник рядом с могилой мамы, чтобы увековечить его память. На гранитном постаменте написали стихи: «От героев былых времен не осталось порой имен. Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых…»
Много испытаний выпало и на долю моей мамы, Федоры Максимовны Бабуровой. Она прошла все круги фашистского ада, побывала в пяти концлагерях: Освенциме, Люблине, Майданеке, Равенсбрюке, Нюрнберге – одни названия в дрожь бросают… Столько горя и страданий, сколько выпало на долю моих родителей, не каждый выдержит. Не дай Боже никому пережить то, что пережили наши близкие в годы войны.
Фото из семейного архива С.И. Алехнович
Текст опубликован в газете «НГ» от 19 мая под заголовком «Пропавший без вести»