С фотографии военных лет смотрят вдаль красавцы артиллеристы, на груди одного из них четыре боевые медали. Это солдат Победы, наш земляк, уроженец д. Погорелое Ельского района, Павел Кириллович Каравай.
К сожалению, давно уже нет его в живых, как и нет деревни Погорелое, где он родился и прожил всю свою сознательную жизнь. Но его светлый образ живет в сердцах детей и внуков, которые по праву гордятся своим славным отцом и дедушкой.
– Нас у отца с матерью было пятеро – четыре сына и дочка, – рассказывает Николай Коваленко, один из потомков солдата Великой Победы. – Но так получилось, что все мы носим фамилию матери. Дело в том, что родители зарегистрировали свой брак спустя 38 лет после создания семьи. После войны как-то было не до этого, а потом не придавали значения тому, что жили, не расписавшись в загсе. Но как они любили друг друга! Их отношения были очень трогательными и душевными. И к нам, детям, относились с заботой и любовью.
В жизни отца особую роль, если не сказать судьбоносную, играл месяц август. Он родился 25 августа 1925 года. В августе 1943 года вступил в один из партизанских отрядов 37-й Ельской бригады. Тогда отцу едва исполнилось 18 лет. Он со всей ответственностью выполнял задания партизанского командования. Отец рассказывал, что видел самого Сабурова, партизанское соединение которого в то время переправлялось через ельские леса на Украину. Сабуровские и ельские партизаны встречались у д. Чапаевка (Гнойное). Эта встреча сыграла важную роль в развертывании партизанского движения на Ельщине.
А после освобождения Ельского района от оккупантов отец вступил в действующую армию, которая стремительно продвигалась на запад, освобождая белорусские города и села. Сначала был зачислен автоматчиком в стрелковый полк, потом его перевели в минометно-артиллерийский дивизион. Сражался в составе 547-го, 603-го, 607-го минометных полков. Минометчик Павел Каравай участвовал в боях за Брестчину (под Столином был ранен), освобождал Польшу, брал Берлин…
О его фронтовых подвигах свидетельствуют многочисленные боевые награды: медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и орден Отечественной войны II степени.
После победы Павел Каравай еще четыре года служил в Германии. Его часть дислоцировалась в г. Дрездене, разрушенном до основания союзническими бомбардировками. Английские летчики сбросили на этот старинный немецкий город тысячи бомб… А советские войска помогали наладить мирную жизнь и восстановить дрезденские городские коммуникации. Отец рассказывал много разных историй, связанных с пребыванием в Германии, и всегда с грустью говорил о том, как все солдаты и офицеры мечтали поскорее вернуться домой…
В августе 1949 года наконец-то был подписан приказ о демобилизации – отец возвратился на родину. Из 25 мужчин, призванных в Красную Армию из д. Погорелое и сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, вернулся в родную деревню только он, Павел Кириллович Каравай. Что самое поразительное, его даже не узнала собственная мать – так он изменился, возмужал, стал совсем взрослым мужчиной. Высокий, статный и очень красивый – настоящий «бог войны» (так во время войны называли артиллеристов). И он сразу же покорил сердце нашей мамы. Они поженились осенью 1949 года. Свадьба была, как и положено, с гостями и застольем (только без росписи). Вскоре построили дом. Помогали родственники и односельчане – в то время люди дружные были, все делали толокой.
В деревне отца все уважали. Он был общительным, компанейским и очень гостеприимным. Нас, детей, больше жизни любил. Всем свадьбы сыграл, каждому из нас по 2 тысячи рублей на свадьбу родители подарили. Они всю жизнь хозяйство большое держали – по 11 голов скота…
Отец долгие годы работал колхозным пасечником. И возле дома у нас стояли ульи и колоды с медом. Предпочтение отдавал бортевому пчеловодству, из-за чего и пострадал на склоне лет – упал с дерева. После падения так и не оправился – умер в 1997 году. Похоронен на Скороднянском кладбище рядом с мамой и братом.
Фото из семейного архива Коваленко