Министерство по налогам и сборам в связи с возникающими вопросами разъясняет следующее.
На основании подпункта 2.2 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) с 1 января 2019 г. расходы по благоустройству населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест учитываются при исчислении налога на прибыль в составе прочих нормируемых затрат с учетом общего ограничения, содержащегося в пункте 3 данной статьи.
Правила благоустройства и содержания населенных пунктов (за исключением г.Минска) утверждены постановлением Совета Министров республики Беларусь от 28 ноября 2012 г. № 1087 (далее – Правила № 1), Правила благоустройства и содержания города Минска — решением Минского городского Совета депутатов от 16.11.2006 № 252 (далее – Правила № 2).
Справочно: Населенный пункт — компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, наименование и установленные в соответствующем порядке границы. Населенными пунктами являются города, поселки городского типа и сельские населенные пункты (статьи 1,8 Закона Республики Беларусь «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь»).
Прилегающая территория — территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц (Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств № 43-10 «О рекомендациях «Основные термины и понятия в экологической сфере»(Принято в г.Санкт-Петербурге 27.11.2015).
Благоустройство — совокупность работ, в том числе строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, осуществляемых в целях приведения в состояние территории, пригодной для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания (Изменение № 2 в СТБ 53.3.01-2011 «Оценка стоимости объектов гражданских прав, оценка стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), не завершенных строительством объектов, изолированных помещений, машино-мест как объектов недвижимого имущества», введенное в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.07.2015 № 34 «Об утверждении, введении в действие, отмене и внесении изменений в технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации»). Аналогичное определение термина «благоустройство» содержится также в пункте 5 Правил № 1 и пункте 4 Правил № 2.
С учетом изложенного, организации вправе включать осуществляемые на территории населенных пунктов и прилегающих территорий, памятных мест (включая автомобильные дороги общего пользования) виды расходов по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории, перечисленные в Правилах № 1 и № 2, в состав прочих нормируемых затрат и учитывать их при налогообложении прибыли с учетом общего ограничения, установленного пунктом 3 статьи 171 НК.
Например, согласно подпункту 5.1 пункта 5 Правил № 1 и подпункту 4.1 Правил № 2 благоустройство территории включает, в том числе, строительство в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией малых архитектурных форм (фонтаны, беседки, оборудование спортивных и детских площадок, скамейки, урны и другое).
Следовательно, осуществляемые организацией расходы по строительству таких объектов благоустройства, с последующей передачей затрат на баланс соответствующих коммунальных предприятий (включая расходы по оплате услуг сторонних организаций), могут быть отнесены к расходам по благоустройству населенных пунктов.
В случае, если имеет место передача на баланс соответствующих коммунальных предприятий объекта благоустройства, числящегося на балансе передающей организации как основное средство, такая передача рассматривается как безвозмездная передача и не подлежит налогообложению в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 168 НК, подпункт 1.20 пункта 1 статьи 173 НК, пункт 12 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении», Указ Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом», Указ Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом», решения местных исполнительных и распорядительных органов, принятые в соответствии с Указами № 294 и 169).
Еще один пример, расходы по санитарной очистке и уборке территории, которые исходя из положений подпункта 5.3 пункта 5 Правил № 1, подпункта 4.3 Правил № 2 входят в состав работ по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории, и следовательно, также подлежат включению в состав прочих нормируемых затрат.
В то же время, указанные в пункте 4 Правил № 1 работы по благоустройству и содержанию (эксплуатации) территории осуществляются землепользователями за счет собственных средств в границах предоставленных им земельных участков в соответствии с их целевым назначением и согласно законодательству об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, охране и использовании земель, о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о коммунальном хозяйстве, а также жилищному законодательству.
Такие расходы, не влекущие возникновения объекта основных средств, но возникающие у организации в связи с осуществлением производственной деятельности и производимые непосредственно на территории в пределах отведенного земельного участка, включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании статьи 170 НК.
Соответственно, при возникновении объекта основных средств, числящегося на балансе организации, такие расходы при налогообложении учитываются посредством включения в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, амортизационных отчислений по таким объектам в общеустановленном порядке. Аналогичный подход применялся и до 2019 года.