В нашей семье сложилась традиция отмечать дни рождения и другие праздники в тесном семейном кругу. Самым почетным гостем является наша бабушка Ольга Петровна Новаковская. Она очень интересно обо всем рассказывает, часто вспоминает о своих родителях, особенно об отце-фронтовике.
По словам бабушки, ее отец Петр Петрович Жильский, уроженец деревни Ремезы, совсем молодым парнем ушел в лес к партизанам, чтобы сражаться с ненавистными оккупантами, принесшими смерть и страдания на нашу мирную белорусскую землю.
После освобождения родной Ельщины от немецко-фашистских захватчиков в январе 1944 года он вступил в ряды Красной Армии, чтобы изгнать врага из родной страны и уничтожить его логово.
Мой прадед Петр Жильский воевал на 3-м Белорусском и 3-м Украинском фронтах. Его боевой путь проходил через Польшу, Чехословакию, Румынию и Венгрию.
Из рассказов бабушки особенно мне запомнился случай, который произошел с моим прадедушкой Петром на озере Болотон в Венгрии.
Ольга Новаковская рассказывает внучке о своем отце.
Шел жестокий бой. Огонь, дым… Разрывы мин и снарядов… Немецкие «тигры», эсэсовцы в полный рост… Кругом убитые и раненые… Вода в озере покраснела от солдатской крови. Тяжело ранило и моего прадедушку Петра. Он долго, как ему показалось, целую вечность пролежал под мостом, то теряя сознание, то приходя в себя, как вдруг на него наткнулся немецкий солдат. Раненый прадедушка не мог дать отпор врагу, поэтому закрыл глаза, ожидая самое страшное. Но немец не выстрелил в раненого советского солдата, а перевязал его и побежал дальше. Он был уже в возрасте и, видимо, в молодом бойце увидел своего сына. Как бы то ни было, но тот немец спас моему прадедушке жизнь. Оказывается, и на войне можно оставаться человеком.
В госпитале за жизнь 22-летнего Петра Жильского боролись советские врачи и медсестры, но левую руку им спасти не удалось – прадедушка с войны вернулся инвалидом. Дома его ждала еще большая потеря – умерла маленькая дочка…
Но, несмотря ни на что, мой прадед Петр с прабабушкой Варварой отстроили дом и потихоньку стали обживаться. После войны у них родились три дочери (одна из которых моя бабушка Ольга) и сын.
Бабушка говорит, что больше всего ее отец любил праздник «со слезами на глазах». День Победы он всегда отмечал, надевал выходной костюм и шел на митинг. На лацканах пиджака сверкали его боевые награды.
50-летний юбилей Великой Победы стал для него последним радостным событием в жизни. Он, в то время уже тяжело больной, прикованный к кровати, призвал к себе всех своих детей и внуков, чтобы отметить любимый праздник. А на следующий день его не стало…
Но мы помним о нем, знаем о его славном боевом пути. И память о солдате Петре Жильском, как и о всех, кто завоевал мир на нашей земле, будет жить вечно.
Наталья Мишота
Фото из семейного архива