15 февраля отмечается День памяти воинов-интернационалистов. В этот день вспоминают всех, кто не вернулся с той войны, чествуют воинов-интернационалистов, или, как принято их называть, «афганцев».
Каждый год в этот день, 15 февраля, собираются вместе убеленные сединой «афганцы», многие из которых до сих пор не избавились от так называемого «афганского синдрома»: их гнетет память о погибших товарищах и собственных поступках, им снятся бои и смерть….
«НГ» собрал воспоминания ветеранов афганской войны Ельщины из архивных материалов прошлых лет:
Валерий Иванович Бобович. Отслужил в Афганистане почти 23 месяца. За эти неполные два года проехал 64 тыс. километров по смертельно опасным афганским дорогам, сменил три автомобиля. Первая машина была с зенитной установкой, вторая – обычная бортовая, а третья – новенький бронированный КамАЗ с именной надписью на кабине «Имени XX съезда ВЛКСМ».
Служба в Афганистане подорвала здоровье, но не лишила надежды и веры в мирное сосуществование разных по вероисповеданию и культуре стран и народов.
— Несмотря на обстрелы и взрывы, сложные погодные условия и постоянное чувство жажды, мы не дрогнули, не отступили, а честно исполнили свой интернациональный долг, — говорит Валерий Иванович. – Самое страшное на войне – смерть боевых товарищей (груз № 200 – цинковые гробы, в которых отправляли на родину наших парней). Там мы впервые столкнулись с мировым терроризмом, но дали ему достойный отпор.
Анатолий Юрченко. Призывался Овручским райвоенкоматом. Служить ему довелось в отдельном батальоне материального обеспечения, который в январе 1980 года в полном составе был переброшен в Афганистан.
— Весь личный состав перевезли на «Уралах» через известный мост в Термезе, — рассказывает ветеран советско-афганской войны. – Сначала нас разместили в палаточном лагере под Кабулом. Потом наш батальон перебросили в Баграм. Мы даже не представляли, куда попали. Все нам было в диковинку, все было непонятным и чуждым. Даже климат: днем жара неимоверная, а ночью холод нестерпимый, в горах — снег.
Как писали советские газеты, мы помогали братскому афганскому народу строить социализм. А на самом деле мы для афганцев были как кость в горле. Они всеми средствами пытались нас выжить из своей страны. Оружием и боеприпасами их снабжали американцы. Они-то и натравливали на нас моджахедов. Советские колонны постоянно обстреливали, взрывали машины (порой до конечного пункта доходило лишь несколько грузовиков и бэтээров). Особенно было опасно забуксовать в пути, отстать от своих. Непредвиденная остановка была смерти подобна. Сколько крови пролили наших пацанов! Но писать домой о том, что там шла война, было строго-настрого запрещено.
Никогда не забыть Анатолию Юрченко страшной картины. Однажды под Джелалабадом он и его сослуживцы видели, как «духи» расстреливали советскую колонну, двигавшуюся по другой дороге, убивали таких же, как и они, совсем еще молодых ребят.
Не раз приходилось и Анатолию смотреть смерти в глаза… Чего стоил один только переезд через перевал Саланг! Более трех с половиной тысяч метров над уровнем моря – дышалось с трудом. А дорога словно в царство Аида – нависшие горы с многотонными камнями, да еще снег, гололед и плохая видимость… Опасность большую представлял и узкий, почти трехкилометровый тоннель, в котором однажды застопорились две колонны, движущиеся навстречу одна другой, в результате чего задохнулись от выхлопных газов 16 солдат (это по официальной версии).
Но, видимо, сильный ангел-хранитель оберегал Анатолия Юрченко на трудных и опасных дорогах Афгана. И надежный «Урал» все осколки и пули принимал на себя – весь изрешеченный, в дырках и вмятинах возвратился он в Союз.
Сергей Яворский. В Афганистан прибыл, можно сказать, по первому зову, в 1980 году. Ему, в то время сержанту инженерно-саперного батальона, дислоцировавшегося в одном из гарнизонов братской Чехословацкой Республики, оставалось до дембеля всего лишь несколько месяцев (в армию его призвали в 1978 году). Но когда ему предложили продолжить службу в Афганистане (25 декабря 1979 года Советский Союз ввел туда войска), он, не раздумывая, согласился.
Молодость с ее романтическими порывами, желанием увидеть чужую, далекую страну, здоровый патриотизм и интернациональное воспитание сыграли ключевую роль в формировании дивизий, направлявшихся в горячую точку. В то время мало кто отказывался от службы в Афганистане, а были ребята, которые сами просились туда. Правда, спустя какое-то время романтический порыв спал, наступило прозрение, что война – это страшное дело, с кровью, потом и смертью…
Сергея и его товарищей вертолетами перебросили в Кундуз, где уже находились советские войска. Ему досталась нелегкая доля водителя военного автомобиля. УРАЛ и КрАЗ стали его надежным укрытием и в то же время отличной мишенью для моджахедов. К тому же невыносимая духота в кабине (жара под 50 градусов и выше), опасные, петляющие горные дороги, где за каждым поворотом могла оказаться засада… В основном он перевозил стратегические грузы, которые приходилось доставлять за десятки и сотни километров от Кундуза, важного стратегического центра, расположенного недалеко от советско-афганской границы. Не раз его путь лежал через весь горный Афганистан в г. Кандагар, многим известный по одноименному кинофильму.
Виктор Потапенко. За полтора года службы в Афганистане ему пришлось сполна испить горькую чашу войны. Виктор Николаевич участвовал в 26 боевых операциях, не раз находился на волоске от смерти. О его мужестве и храбрости свидетельствуют многочисленные боевые и юбилейные награды. Орден от Российского Союза ветеранов войны в Афганистане стал очередной заслуженной наградой отважному воину-интернационалисту.
Старший прапорщик Константин Морозенко из д. Подгалье, честно исполнивший свой интернациональный долг, с гордостью и чувством собственного достоинства в редкие праздники надевает свой парадный пиджак с армейскими и юбилейными наградами, олицетворяющими воинскую доблесть и мужество советских солдат…
Юрий Яцухно (житель д. Валавская Рудня). В Афганистан попал в мае 1981 года. Из Ашхабада их перебросили в Кабул. Служил в пантонно-саперной роте, в аэродромно-строительном батальоне. В то время у него уже была специальность «автокрановщик». И взрывному делу, как и положено, был обучен. В Кабуле они строили взлетно-посадочные стоянки для вертолетов.
Василий Хатько (живет в аг. Валавск). Уроженец д. Боровое Лельчицкого района, хорошо помнит день отправки в армию – 3 мая 1978 года. Служить он попал в знаменитую 103-ю воздушно-десантную дивизию, которая дислоцировалась в Зеленом Городке под Витебском. Служба, скажем прямо, была не сахар. Десантников гоняли до седьмого пота, спуску не давали, закаляли волю и характер. До отправки в г. Балхаш (Казахстан) у ефрейтора Василия Хатько был 21 прыжок с парашютом.
В Кабуле они охраняли аэродром и 40 тысяч афганских политзаключенных, а также санбат и штаб дивизии. Первое время было очень тяжело – по двое-четверо суток не спали. Когда через месяц в Кабул прибыли мотострелковые войска, стало полегче…