Беларусь в 2015 году присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, взяв на себя обязательства создавать равные условия для людей с ограниченными возможностями. В республике ведется планомерная работа по воплощению положений документа в жизнь. Одно из ключевых направлений — совершенствование законодательной базы. Ожидается, что уже в апреле на рассмотрение в парламент поступит проекта закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции». Какие новации в нем будут закреплены, рассказали разработчики нормативного правового акта на заседании круглого стола в республиканском общественном объединении «Белая Русь».
Как отметил заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак, к подготовке документа кроме специалистов органов госуправления подключились представители объединений инвалидов. Он заменит два существующих закона — «О социальной защите инвалидов в Беларуси» и «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов». Помимо действующих норм он будет включать нововведения, направленные в большей степени на создание условий полного и независимого вовлечения людей с инвалидностью в жизнь общества. «Наша цель — убрать барьеры для всех социально уязвимых категорий граждан», — подчеркнул Александр Румак.
Право на труд
Особое внимание в документе уделено вопросам трудоустройства. Не секрет, что люди с инвалидностью могут столкнуться с дискриминацией при приеме на работу. Из 568,5 тыс. инвалидов, которые проживают в Беларуси, около 200 тыс. человек находятся в трудоспособном возрасте. Чуть более половины из них по состоянию здоровья могут трудиться, но реально работает только около 60% от этого количества. Чтобы человек мог себя реализовать, в новом законе предусматриваются определенные механизмы «понуждения» организаций отказаться от барьеров. В их числе — квотирование рабочих мест. То есть предприятию, исходя из численности работников, будет доводиться квота на трудоустройство инвалидов.
«Во многих европейских странах все большее распространение получает практика, когда человек с ограниченными возможностями включается в обычные трудовые коллективы. Это способствует в том числе преломлению мнения в обществе по отношению к таким гражданам», — считает Александр Румак.
Инвалидность — не приговор
Второй важный момент, который нашел отражение в законе, заключается в помощи человеку, получившему инвалидность, выстроить жизненный путь. «Кто-то, конечно, нуждается в социальных услугах, но есть и те, кто способен дальше продолжать вести активную деятельность. И мы заложили определенные механизмы социальной реабилитации таких граждан, взаимодействия социальных служб с медико-реабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК)», — пояснил Александр Румак.
Как рассказала заместитель начальника главного управления — начальник управления медицинской экспертизы главного управления организации медицинской помощи, экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Министерства здравоохранения Ирина Киреева, планируется введение двух программ реабилитации и абилитации — для взрослых и детей. «Это большой шаг вперед по сравнению с тем, что есть сейчас, — уверена она.- Также расширены принципы государственной политики в области обеспечения прав инвалидов, такие, например, как гарантированность реабилитации, абилитации, приоритетность мер по профилактике инвалидности. Все мероприятия уточнены и соответствуют Конвенции ООН о правах инвалидов», — отметила Ирина Киреева.
Изменения в работе МРЭК
Предусмотрено формирование межведомственной персонифицированной базы данных по учету инвалидов, которая будет содержать сведения о группе инвалидности, степени утраты здоровья, профессиональной или общей трудоспособности, ограничении жизнедеятельности, причине, сроках и дате установления инвалидности, индивидуальные реабилитационные мероприятия. Расширен перечень лиц, которые могут привлекаться к работе МРЭК. В него включены врачи, специалисты по социальной работе, представители комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов, управлений местных администраций. Закреплено право граждан или законных представителей отказаться от направления на медико-социальную экспертизу, за исключением периода временной нетрудоспособности. Указан порядок отказа, который оформляется записью в медицинских документах. «Этот шаг в последующем не лишает гражданина права повторно обратиться по вопросу установления инвалидности. Все его права сохраняются», — добавила Ирина Киреева.
Лицам в возрасте старше 18 лет, которые признаются инвалидами, будет установлено несколько групп инвалидности, детям — I-IV степени утраты здоровья, указаны перечни причин инвалидности. «Раньше четко в законодательстве это не прописывалось», — пояснила специалист.
Также указан перечень дополнений к экспертному решению в отношении инвалидов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и с интеллектуальными нарушениями, который расширен по предложению людей с инвалидностью. «Предусмотрено при необходимости в последующем введение иных дополнений, чтобы обеспечить права и гарантии другим категориям граждан. Определены сроки установления групп инвалидности у ребенка-инвалида (сейчас они прописаны только в постановлении Минздрава). Сами сроки остались прежними, только уточнены критерии установления инвалидности без указания сроков переосвидетельствования», — отметила Ирина Киреева.
Определены и условия переосвидетельствования инвалидов ранее установленного срока действия заключения МРЭК или в тех случаях, когда инвалидность устанавливается без срока переосвидетельствования. Это будет осуществляться только на основании заявления человека с инвалидностью или его законного представителя в письменной форме, которое предоставляется в медицинское учреждение. Введена статья, которая касается содержания реабилитации и абилитации инвалидов и включает такие направления, как реконструктивная хирургия, протезирование, ортезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации и др. Определена структура индивидуальных реабилитационных программ, порядок их оформления. Программы должны содержать общие данные, информацию об условиях и характере труда, требования к организации специальных условий для получения образования, для труда инвалидов. «Специалисты МРЭК определяют нуждаемость в различных разделах реабилитации и определяют исполнителей, сроки по каждому из них», — добавила Ирина Киреева.
Также предусмотрено создание центров реабилитации и абилитации инвалидов на республиканском и местном уровнях. Будут вводиться новые понятия: «дискриминация по признаку инвалидности», «абилитация», «разумное приспособление», «универсальный дизайн», а также совершенствоваться существующие нормы, гарантирующие оказание помощи и поддержки в чрезвычайных ситуациях инвалидам с учетом их индивидуальных потребностей.
Ставка на инклюзию
В проекте закона придается особое значение праву лиц с инвалидностью на получение образования, вводится принцип инклюзии, определены концептуальные подходы к подготовке кадров, содержанию учебных программ, созданию безбарьерной среды. Предлагается внедрить услугу персонального ассистента для инвалида, которая закрепит имеющуюся практику помощи по сопровождению, услуги личного переводчика жестового языка.
Александр Румак уверен, что мотивация к получению новых знаний у молодых людей с инвалидностью зачастую на порядок выше, чем у обычных ребят. Они могут многого добиться, если для них создать условия для самореализации.
Посодействовать социальной интеграции инвалидов могут общественные организации, оказывая различные услуги на условиях государственно-частного партнерства. В конце 2018 года в Беларуси упрощена процедура государственного социального заказа, чтобы расширить круг участников и оказать помощь большему числу нуждающихся.
«На социальном поле работы хватит всем, — заверил Александр Румак. — На сегодня в стране заключены 82 договора государственного социального заказа. В работу вовлечены и религиозные организации, и объединения инвалидов. Мы готовы поддерживать инициативы общественности».
Нюансы терминологии
Дискуссию во время заседания круглого стола вызвало название законопроекта. По мнению представителей общественных объединений, оно должно содержать другой термин — люди с инвалидностью или лица с инвалидностью, поскольку слово «инвалид» для многих звучит оскорбительно. «Во время работы над законом мы эту тему обсуждали, — отметил Александр Румак. — Действительно, так сложилось (не столько за годы независимости, сколько за предыдущие периоды нашего развития), что понятие «инвалид» вызывает ассоциацию с некоторой ущербностью. Поэтому начали рассуждать, как поступить, чтобы определение не несло стигму».
Разработчики документа пояснили, что формулировка «о правах инвалидов» взята из русскоязычной версии одноименной Конвенции ООН, и пока нет однозначного ответа, как правильно переводится название документа с английского языка. За профессиональным комментарием Беларусь обратилась в структуры ООН, а также к опыту других стран, в частности России и Украины. После всестороннего изучения ситуации будет принято окончательное решение. «Это не первостепенная проблема в вопросах, связанных с правами людей с ограниченными возможностями. Основное — защитить их от дискриминации, не только явной, но и косвенной. Нужно создавать равные возможности для всех», — считает Александр Румак.
Участники встречи уверены, что закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции» повышает социальные стандарты общества, станет своеобразной конституцией для людей с инвалидностью. Свои предложения и мнения по проекту документа жителям предлагают направлять в РОО «Белая Русь». Общественное объединение организует в регионах серию круглых столов для обсуждения проекта закона. Поступившие предложения в дальнейшем будут направлены депутатам.