Уровень подростковой преступности с каждым годом снижается. И все-таки без вопиющих фактов не обходится ни один год. Незаконный оборот наркотиков, грабежи, изнасилования, кражи, угоны, хулиганства… Прошедший 2018-й шокировал всеми преступлениями из этого далеко не полного списка. Что заставляет школьников нарушать правила? Каковы механизмы работы с трудными подростками? Как не допустить трагедии в семье и обществе? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «Гомельскай праўды».
Недетские дела
По информации прокуратуры области, в минувшем году предварительное расследование было окончено по 280 уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Для сравнения, в 2017 году зарегистрировали 345 таких уголовных дел, в 2016-м — 447, в 2015-м — 457. Цифры немного пугают, но не так, как факты, которые за ними скрываются.
Гомельчане не скоро забудут, к примеру, убийство в общежитии по улице Владимирова в ночь на 2 июля 2017 года. Накануне вечером 16-летний ученик одной из гомельских школ много выпил, беспрепятственно прошел в общежитие и хотел обокрасть незнакомую семейную пару, мирно спавшую в одной из комнат. В какой-то момент хозяин зашевелился. Испуганный подросток схватил со стола нож. Три удара в грудную клетку стали смертельными для мужчины. Суд признал школьника виновным в покушении на кражу и убийстве с целью скрыть другое преступление. Парню назначили 10 с половиной лет лишения свободы в воспитательной колонии.
Не так широко освещалось в средствах массовой информации другое жуткое преступление. 3 апреля 2018 года около пяти часов вечера недалеко от кладбища деревни Стасевка Речицкого района 17-летний речичанин напал на местного жителя со спины и дважды стукнул молотком по голове. К счастью, сильно травмированный мужчина спас себя сам: удалось отнять нож, который парень прятал под одеждой. В суде было доказано, что подросток напал на мужчину с прямым умыслом убить, а потому наказание назначили далеко не мягкое — восемь лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Как отметила старший помощник прокурора области Ольга Шевченко, в минувшем году зарегистрировали также 14 фактов грабежей, два факта изнасилования — в Буда-Кошелевском и Калинковичском районах… Жестокости некоторым подросткам не занимать.
Бог дает, а я беру сам
Такую наколку носит на своем теле 17-летний фигурант ноябрьских событий в агрогородке Юровичи Калинковичского района. Напомню, в ночь с 3 на 4 ноября 2018 года компания местных жителей избила двух мужчин и женщину, да так, что к вечеру 4 ноября 45-летний потерпевший скончался в больнице. По подозрению в совершении преступления задержали трех ранее судимых граждан, один из которых несовершеннолетний. На сегодняшний день следствие продолжает разбираться во всех обстоятельствах преступления. Окончательная правовая оценка действиям фигурантов пока не дана.
Между тем внимание всех субъектов профилактики приковал этот необычный подросток из Юровичей. Любопытно, что несовершеннолетний неоднократно попадал в поле зрения право-охранителей. В 2017 году суд Калинковичского района признал его виновным в двух эпизодах кражи, хищении огнестрельного оружия, а также в незаконных действиях со взрывчатыми веществами, назначил наказание в виде одного года ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. В мае 2018 года парень снова «засветился»: стрелял по собакам местных жителей из ружья, причем в ночь задержания был пьян и оказал сопротивление милиции. В итоге в октябре районный суд признал его виновным в жестоком обращении с животными и насилии в отношении сотрудника органов внутренних дел. И снова молодому человеку назначили наказание без направления в исправительное учреждение открытого типа — освободили из-под стражи в зале суда… К слову, этот приговор не вступил в законную силу. По апелляционному протесту государственного обвинителя он был изменен. Назначено более суровое наказание — два года и один месяц лишения свободы в воспитательной колонии. Интересно, чем закончится ноябрьская история? И какую роль в ней сыграл молодой человек?
На областном координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией, которое под председательством прокурора области Виктора Морозова прошло в конце ноября минувшего года в Калинковичах, была отмечена неудовлетворительная работа субъектов профилактики района.
Где куют добропорядочность?
По состоянию на 1 января этого года на Гомельщине 1713 несовершеннолетних находятся под пристальным вниманием сотрудников ИДН. За прошлый год в области зарегистрировали 2755 правонарушений, совершенных подростками. Большинство административных протоколов составлено за распитие алкогольных напитков либо появление в общественном месте в состоянии опьянения, а также за мелкое хулиганство.
Как рассказал старший инспектор по особым поручениям группы организации работы инспекции по делам несовершеннолетних управления охраны правопорядка и профилактики УВД облисполкома Сергей Потерухин, сегодня в ИДН понятие учета заменили понятием контроля. С подростками, совершившими правонарушения, проводится индивидуальная профилактическая работа. Их посещают на дому, контролируют занятость, проводят массу спортивных мероприятий, беседуют.
Однако органы внутренних дел лишь один из многих субъектов профилактики подростковой преступности. Координирует общую работу комиссия по делам несовершеннолетних, в которую входят представители всех заинтересованных служб. Главным образом комиссия работает с семьями.
— Во все времена именно семье отводилась ключевая роль в воспитании личности, — отмечает заместитель председателя КДН облисполкома Евгений Миткевич. — И когда ячейка общества по той или иной причине дает трещину, тогда-то чаще всего и начинаются проблемы. Задача комиссии предупредить безнадзорность, а также совершение преступлений и правонарушений. Мы концентрируем силы всех субъектов профилактики на защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Одним из действенных способов защиты ребенка по-прежнему остается признание его социально опасного положения, считают в КДН облисполкома. В таком случае к семье применяется целый комплекс мер, направленных на организацию нормальных условий жизни несовершеннолетнего, в том числе и контроль за его поведением. Далеко не все родители рады такому вмешательству в их семейную жизнь, и это понять можно. Однако, как рассказал Евгений Миткевич, комиссия нередко сталкивается с ситуациями, когда сами родители или близкие родственники навязывают ребенку антиобщественное поведение.
17 декабря минувшего года в Житковичском районе возбуждено уголовное дело в отношении неработающего местного жителя и его 15-летнего племянника. В один из декабрьских выходных родственники вынесли из чужого дачного дома в деревне Хотень металлические части кровати. Рискну предположить, что парни, скорее всего, собирали металлолом. Вот только вряд ли дядя объяснил племяннику, что воровать нехорошо. Теперь учить уму-разуму этого школьника придется комиссии по делам несовершеннолетних.
Семьи вне закона
В середине октября прошлого года в Гомеле было возбуждено уголовное дело по факту незаконного оборота наркотиков в отношении женщины, которая приобрела марихуану. Позже была установлена причастность к наркообороту и ее супруга. Это было бы рядовое преступление, если бы не одно но: семейная пара воспитывает дочь-первоклашку. Родители хранили марихуану среди вещей девочки, а на балконе квартиры правоохранители нашли приспособления для употребления наркотика. По информации Евгения Миткевича, девочку признали находящейся в социально опасном положении.
Другой страшный случай произошел в декабре прошлого года. Небольшая компания из трех человек употребляла опасный психотроп альфа-PVP в квартире гомельчанки. Когда подруге стало плохо, хозяйка вызвала скорую помощь, однако прибывшим медикам ничего не оставалось, как констатировать смерть. Интересно, что гомельчанка, в квартире которой случилось ЧП, находится в декретном отпуске и, кроме родившегося в июле младенца, воспитывает еще четверых несовершеннолетних детей. Все дети признаны находящимися в социально опасном положении. К слову, их отец отбывает наказание в местах лишения свободы по наркотической статье.
— Подобные примеры не способствуют здоровому морально-нравственному развитию детей, — отмечает Евгений Миткевич. — Такая безответственность родителей ни к чему хорошему привести не может. Каждый из этих случаев — это чрезвычайное происшествие, которому уделяется особое внимание.
Запретный плод и отсутствие взрослых
В конце ноября правоохранители пресекли преступную деятельность двух гомельских наркодилеров. По предварительной информации, 17-летний парень и 16-летняя девушка, жители Гомеля, работали на один из интернет-магазинов по распространению психотропов через закладки. Пару задержали с поличным, при себе у них находилось 1,2 грамма альфа-PVP. Позже в ходе обыска дома у девушки обнаружили еще 100 граммов веще¬ства, а также весы и упаковочные материалы. Возбуждено уголовное дело. Отметим, что подростки воспитывались в благополучных семьях. Что толкнуло их на столь серьезное преступление, пока можно только гадать.
— Существует понятие мнимого благополучия, — говорит медицинский психолог психологического отделения областного наркологического диспансера Вероника Талюк. — Это когда родители считают жизненно важным обеспечить своих детей материально, забывая про элементарное общение. А между тем во время консультаций я часто слышу от подростков, что рядом с ними нет интересного взрослого, с которым можно было бы пообщаться, обсудить интересные книги, фильмы, популярных исполнителей. Вот и тянутся они на улицу, где есть какое-то подобие общения.
Как отметила заведующая детско-подростковым отделением диспансеризации и медицинской реабилитации областного наркологического диспансера Елена Палубец, по данным на 1 января этого года в Гомельской области на профилактическом учете по факту употребления наркотических средств состоят 10 несовершеннолетних, а это на пять меньше, чем в прошлом году. Из-за употребления алкоголя у врача-нарколога наблюдаются 2343 подростка области, что на 6,6 процента меньше прошлогоднего. В Светлогорском районе выявлен один факт синдрома алкогольной зависимости у несовершеннолетнего.
— Чаще всего информация о таких подростках поступает врачу-наркологу от инспекторов по делам несовершеннолетних, реже — из учреждений здравоохранения. Случаи, когда родители сами приводят своих детей, — большая редкость, — рассказывает Елена Палубец. — В основном это мы приглашаем подростков на беседу — обязательно вместе с родителями. Я с сожалением наблюдаю, что наркологической службы боятся и те и другие. Это неверная позиция. Мы — врачи, и наше дело — помочь.
Где научат хорошему
В прошлом году 13-летняя Алина (имя изменено) оступилась. И даже не раз. Девочку находили в бессознательном состоянии пьяную в лесу, уличали в мошенничестве, она бродяжничала, пропускала занятия в школе без уважительных причин, в итоге была признана находящейся в социально опасном положении. Но на путь исправления так и не стала. Настрадалась от ее выходок мать, отец же не интересовался поведением дочери. В декабре 2018 года суд Житковичского района решил поместить Алину в Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 1 легкой промышленности, где девочка проведет год.
На 1 января этого года в единственном таком спецучреждении республики обучаются 32 воспитанницы, две из которых — в группе до 14 лет. Сюда направляются трудные подростки-девочки, совершившие административные и уголовно наказуемые проступки.
Как рассказал заместитель прокурора Петриковского района Павел Ярмош, по долгу службы частый гость спецучилища, девочки не только проходят обучение по школьной программе, но и осваивают профессию швеи. Для них организована воспитательная работа, которая включает формирование позитивного отношения к семье, навыков здорового образа жизни, уважительного отношения к закону.
— Здесь учат дисциплине и самоконтролю, любви к учебе и труду, — говорит Павел Ярмош. — Многие воспитанницы только в этих стенах начинают осознавать, что у них есть все шансы на счастливое будущее. Это место дает платформу для старта в нормальную жизнь тем, кто по каким-то причинам оступился в самом ее начале. Ведь шанс на исправление есть у каждого.
Анастасия Макеева
Фото Алексея Герасименко
«Гомельская правда»