Уроки жизни от цыганки из Млынка

Общество

Ельщину цыгане облюбовали давно, особенно им пришлись по душе Добрынь, Млынок и Даниловка.

В каждом из этих населенных пунктов живет по нескольку цыганских семей: в аг. Млынок – 7 семей (38 человек), аг. Добрынь – 2 семьи (13 человек), п. Добрынском – 3 семьи (14 человек), в Даниловке – 10 семей (37 человек).

Цыганка Александра из Млынка
Александра Корсунович родилась в Овручском районе, но своей родиной считает Ельск, вернее поселок Коммуна.
– Наша семья переехала в Коммуну, когда я была еще совсем девчонкой, – рассказывает Александра Петровна. – В Коммуне ходила в школу, правда, грамоту так и не осилила (писать не умею, только расписаться могу). Но учительницу, Веру Осиповну, очень хорошо помню…
Когда мы переехали на Ельщину, вскоре умер отец, а мама снова замуж вышла. И меня в 15 лет выдала замуж. К счастью, с мужем мне повезло… Хороший муж свою жену уважает и никогда в обиду не даст. И руку на нее никогда не поднимет. Муж мой Терентий, вечная ему память, добрый был, веселый. Он со всеми хорошо ладил, и с русскими тоже. Его здесь все любили. Мы с ним два года жили в Октябрьском районе, там я дояркой работала. А потом решили сюда вернуться.
Поселились в Млынке, обзавелись хозяйством. Я ходила по деревням, продавала вещи, а когда здоровье стало подводить, перестала торговать. Гадать я тоже не гадаю. После смерти Терентия живу с хозяйства. Вот недавно поросенка забили, половину себе оставила, а остальное продала. Курочки-несушки выручают… Пенсия-то у меня совсем маленькая – на нее не проживешь… Но меня дети глядят, помогают мне…

Главное богатство цыган – дети
Александра Корсунович вырастила пять дочерей и сына. Одна дочь ее живет в Ельске, другая – в Добрыне, остальные дети живут в Млынке.
– Дети у меня очень хорошие, уважительные, – говорит цыганка, – а вот внуки вредные, непослушные. Плохо мы нынче воспитываем детей, жалеем, не наказываем. Раньше-то детей так не баловали, как сейчас, поэтому и уважения к старшим было больше.
На вопрос о ранних браках у цыган Александра ответила уклончиво:
– По-разному бывает. Например, одна моя дочь вышла замуж в 22 года, остальные раньше. Дети сами решают, когда им жениться. Насильно никто никого не женит. Но на свадьбе, как и в старину, вывешиваем на показ простыню, на которой спали новобрачные. Если не дай Бог не окажется пятен, то это великий позор. Девушка должна быть непорочной до свадьбы, девственно чистой.
Как празднуем свадьбы? Свадьбу оплачивает семья жениха. Обычно три-четыре дня длится торжество. Съезжается вся родня. Такие свадьбы у нас называются «дарственные»: молодых щедро одаривают, преподносят дорогие подарки. «Вечерок» – это скромная свадьба, когда собирается человек 50.
После свадьбы молодые некоторое время живут с родителями, потом отделяются, начинают жить самостоятельно. А раньше невестка должна была послужить свекрови, свекру, снохе… Теперь все меняется, забываются старые традиции…

Язык и вера
Между собой цыгане разговаривают только на цыганском (существует 15 диалектов цыганского, но все друг друга понимают), с русскими – на русском, с украинцами – на украинском… Исповедуют христианство. Александра Петровна посещает католическую церковь, а детей своих крестила в православном храме.
– Язык и вера – единственное, что мы сохранили, – с грустью говорит цыганка, – забывать стали древние цыганские обычаи. Давно уже не кочуем, не живем в шатрах, не спим под звездным небом и лошадей не держим. А если и держим, то только чтоб огород вспахать… Многое уже не то… Единственная наша отрада – это дети. Я день и ночь молюсь, чтобы детям было хорошо, чтобы были они здоровы.
Ирина Дарина



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *