На статью «Письмо с фронта красноармейца Семененко» («НГ», № 52 от 1.07.2017 г.) откликнулась его родная племянница Евдокия Тимощенко, проживающая в г. Ельске.
Вот что рассказала Евдокия Васильевна о своем дяде, участнике Великой Отечественной войны, уроженце д. Движки:
— Дядя мой, Николай Михайлович Семененко, родился в 1924 году в д. Движки, в простой многодетной семье. Его родители, Евдокия и Михаил Семененко (мои бабушка и дедушка), были людьми трудолюбивыми и добрыми. В их семье было восемь детей. Дядя Коля был вторым по счету.
Бабушку Авдотью в деревне нашей все уважали: ей равных не было в швейном деле. Она вручную шила, но ее шов невозможно было отличить от фабричного. Очень трудолюбивой была. Пряла, ткала, вязала, вышивала гладью и крестиком. К сожалению, умерла она рано, в 42 года.
Дедушка Михаил был очень интересным человеком. Он не терпел несправедливости, всегда говорил то, что думал. Любил детей, внуков, всегда приберегал для нас какое-нибудь угощение. Особенно вкусно он готовил картошку, поджаривал ее на сковородке в печке.
А еще наш дедушка любил повеселиться. Он хорошо пел и танцевал. Был душой любой компании.
Николай Семененко много хороших черт унаследовал от своих родителей. Он был очень мастеровитым. Плотничал, столярничал, на любом станке мог работать. Мебель хорошую делал…
О его фронтовом пути, к сожалению, мы почти ничего не знаем. Тогда не очень-то мы интересовались военной темой. К тому же жил дядя Коля со своей семьей в г. Новокузнецке (Россия). Но, помню, он часто приезжал в Движки. С женой своей и тремя дочерьми, бывало, проводил в деревне все лето. Помогал отцу и сестрам по хозяйству, ходил в лес за грибами и ягодами, любил порыбачить…
А как он попал в Новокузнецк, я не знаю. Знаю только, что после войны он вернулся в родные Движки. Затем жил в г. Мозыре, служил в НКВД.
У него было три дочери: Людмила, Валентина и Анна. Живы они или нет, мы не знаем. С его дочерьми связь давно потерялась. Возможно, его дети и внуки живут в Новокузнецке – городе, ставшем для него второй родиной и местом упокоения.
Ирина Дарина
Мой дед воевал за мир
Приятно, когда читатели откликаются на публикации в районной газете. И вдвойне приятно, когда тема получает свое продолжение благодаря читательским письмам.
Так, россиянин Андрей Кузьмин откликнулся на статьи о его дедушке-фронтовике, которые он прочитал на сайте районной газеты. Его дед, Николай Михайлович Семененко (1924 г.р.), уроженец д. Движки, прошел всю войну, участвовал в освобождении родной Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
— Благодаря сохранившемуся военному билету деда, я могу рассказать о его фронтовом пути, — пишет Андрей Кузьмин. – На фронт дед мой был призван призывной комиссией Ленинского района г. Казани в ноябре 1942 года (ему тогда только что исполнилось 18 лет).
Это было очень трудное время: немцы стояли у стен Сталинграда. (С 28 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года продолжалась великая битва за Сталинград, унесшая миллионы человеческих жизней). Мой дед, Николай Семененко, думаю, уцелел лишь потому, что находился в запасном 133-м стрелковом полку.
С апреля 1943 года по август 1945 года он был автоматчиком 299-й стрелковой дивизии 960-го стрелкового полка, участвовал во многих боевых операциях. В январе 1944 года был тяжело ранен, долго лечился в госпиталях (Великую Победу встретил в госпитале).
Две медали «За отвагу» говорят о многом. Дед отважно сражался с немецкими оккупантами, чинившими страшные злодеяния на нашей земле. Знаю, что в Великой Отечественной войне погиб каждый третий белорус…
Воспоминаниями дед особо не делился. На мои расспросы отвечал, что воевал, как все, за Родину. На вопрос, как относился к немцам, отвечал: «Стрелял, как крыс». Теперь только я понимаю, почему был такой ответ. Ненависть к оккупантам, бесчеловечно убивавшим детей, стариков и женщин, сжигавшим целые села с людьми, у советских солдат была запредельной. Они, не щадя себя, бросались на амбразуры дзотов, как россиянин Александр Матросов и белорус Петр Куприянов…
Родных моего деда война тоже испытала на прочность. Сестра его Паша была в партизанах, другую сестру Наташу немцы угнали в Германию. После освобождения из немецкого плена она долго добиралась домой из Мюнхена, почти весь путь проделала пешком.
После окончания войны дед еще больше года служил в армии. В августе 1945 года его направили в отдельный учебный батальон 50-й стрелковой дивизии. После окончания учебы он проходил службу в 399-м стрелковом полку. В запас был уволен в мае 1946 года.
Вернувшись на родину, он некоторое время работал в г. Мозыре, где и познакомился с Надеждой Михайловной Сосновец, моей бабушкой. Они поженились после войны и всю жизнь прожили душа в душу.
Моя прабабушка Анна Сосновец во время войны помогала партизанам (пекла хлеб), соседи донесли немцам – и ее расстреляли.
Брат бабушки Нади, Александр Михайлович Сосновец, тоже сражался с фашистами на фронтах Великой Отечественной войны.
В 1958 году дед Николай с семьей переехал в город Сталинск (Новокузнецк), где устроился на Кузнецкий ферросплавный завод. Работал плавильщиком, а бабушка – шихтовщицей, оттуда они и на пенсию ушли.
Их дочери (две живут в Новокузнецке, одна – в Киргизии), внуки и правнуки свято чтят семейные традиции, бережно хранят память о своих предках.
Пока мы живы, будут жить в наших сердцах и наши славные предки.
Ирина Дарина