Владимир Гузовский, участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, вспоминая о событиях 30-летней давности, то и дело посматривал на медаль, которой его наградило государство за работу по ликвидации последствий катастрофы XX века.
В те годы Владимир Иванович работал водителем КАМАЗа на автобазе. После аварии на Чернобыльской АЭС он вместе с другими водителями вывозил из опасной радиоактивной зоны людей.
– Вывозили целыми селами, – вспоминает Владимир Гузовский. – На каждый прицеп по нескольку семей. Крики, плач стояли невыносимые. Голосили не только женщины, но и мужчины не могли сдержать слез. Люди не понимали, почему они должны покидать родные дома, деревни, при этом им не разрешали взять с собой нажитое добро (все было заражено радиацией). Многие свои вещи вывозили и прятали в лесу, надеясь со временем вернуться и забрать. Но мне запомнился один дед, который при выселении с собой взял лишь ложку и миску. Это меня тогда поразило больше всего.
Мне было очень обидно за людей, тем более, что многих я хорошо знал – сам ведь родом из Наровлянского района. Красновка, Красновская Буда, Бук, Дзержинск, Дятлик, Братское… – все такое родное, знакомое!
Мы объезжали одну деревню за другой, собирали людей и вывозили их из зоны отселения. В первые месяцы и даже годы после аварии людей переселяли в близлежащие районы. Так, мы, например, развозили переселенцев по Ельскому, Мозырскому, Калинковичскому районам. Люди ехали к своим родным, близким, знакомым… Потом, конечно, им предоставили жилье.
Работали мы в те годы в загрязненной зоне и на строительстве дорог с твердым покрытием. Водители нашей автобазы – Николай Сивак, Владимир Ильюк, Алексей Леглик, Леонид Назарчук, Александр Сухоцкий… – возили в Наровлянский район песок, щебень, асфальт (в д. Шишки в то время работал асфальтовый завод). Командировки длились по нескольку дней… Вместе с нами работали и водители из Украины, особенно много было из Выступович. Они – на ЗИЛах, а мы – на КАМАЗах. Кому-кому, а нам, водителям, хватило работы. К сожалению, многих из моих товарищей-шоферов уже нет в живых.