Во время войны вместе со мной в 73-м ордена Красной Звезды Лунинецком саперном батальоне служил лейтенант, двадцатилетний Василий Бобров. Если бы его попросили назвать самые счастливые дни его жизни, он, не задумываясь, ответил бы: «Три дня с Маргаритой в феврале 1945 года».
– Тогда в городке Величко, что под Краковом, вспыхнула и обожгла меня прекрасная первая любовь, – вспоминает Василий Бобров. – После небольшой передышки мы возвращались на фронт. Я обещал Маргарите, что если останусь жив, то обязательно вернусь к ней, потому что люблю ее всей душой, всем сердцем. И она призналась мне в любви, обещала ждать.
Я ни на минуту не забывал Маргариту, постоянно думал о ней. Любовь не угасла. Это было настоящее чувство, разлука лишь укрепила его. Как я мечтал о грядущей встрече! Она определит всю предстоящую жизнь, ибо моя и ее жизнь уже слились и стали неразделимы. Тоска и мое пылкое воображение уже рисовали картины будущего, одна прекраснее другой. Ради Маргариты я готов был на все. Ничто не могло помешать нашему счастью, разве только смерть или тяжелое ранение.
Я часто писал Маргарите, но ответа не дождался ни разу. И все сильнее тревожился. Правда, я утешал себя тем, что мы быстро продвигаемся на Запад. Мы воевали не только в Польше, но и в Венгрии, Румынии, Чехии, Германии. Возможно, письма Маргариты задерживаются пограничными частями и цензурой.
Временами Василия Боброва одолевали тяжелые думы, переживания. «А вдруг Маргарита разлюбила меня? Она – чудесная красавица, и все заглядываются на нее. А я не красив, ничем не знаменит. Так что…»– размышлял молодой офицер.
– Вскоре нашу часть вывели из-под Праги в Польшу, под Пшемысль, для расформирования. Наши офицеры сожалели о предстоящем «разгоне», ведь он не сулил ничего хорошего. Василий же радовался, ибо ждал скорой встречи с Маргаритой, ведь теперь их разделяло всего-то 200 километров!
– Я все чаще задумывался о будущем, – рассказывает Василий Бобров. – Мечтал, как Маргарита станет моей женой, как я познакомлю ее со своими родителями, и решил прослужить еще некоторое время в армии, чтобы Маргарита смогла окончить медицинский институт. Она мечтала об этом.
Да, Маргарита – католичка, но и внучка еврея. Это нас тоже сближало. Главное – мы будем жить в любви и согласии. О чем же еще мечтать? Есть, правда, одно небольшое препятствие: моя Маргарита – иностранка. Ну и что? Подаст куда следует заявление и получит советское гражданство.
Молодой офицер мечтал о скорейшей встрече с возлюбленной. Приближался день рождения Маргариты – 15 июля. Василий решил во что бы то ни стало встретиться с ней в этот день. С большим трудом ему удалось упросить командира дать отпуск на три дня.
Влюбленный Василий заранее продал три ценные вещи, добытые трофеи: золоченые ножницы, бритвенный прибор, отличные часы. Вырученные за них злотые предназначались для подарка Маргарите.
Приведя себя в полный порядок, начистив до блеска ордена, пуговицы, он на рассвете 14 июля направился на встречу с любимой. В Кракове Василий Бобров в ювелирном магазине купил небольшое золотое колечко для Маргариты, а у цветочницы – букет красивых цветов.
Подъехав на попутной машине до Велички, молодой офицер Василий Бобров отправился на знакомую улицу, где проживала его любимая Маргарита.
– Я счастливый человек! – на ходу размышлял Василий, идя на встречу с любимой. – Есть мир, есть жизнь, есть Маргарита! А вот и улица Зеленая, знакомый дом, крыльцо, цветы под окнами. Сердечко, кажется, вот-вот выскочит из груди, оно переполнено любви к прекрасной девушке…
Однако когда молодой офицер постучал в дверь дома, то ее открыла незнакомая женщина и сказала, что Маргарита здесь не живет, что она умерла незадолго до своего 18-летия…
Посетив кладбище, Василий Бобров в присутствии родителей Маргариты сказал: «Я любил тебя, милая, до безумия. К твоему дню рождения хотел торжественно вручить это золотое колечко… Но, видно, не судьба…»
Стоя у могилы Маргариты, Василий вырвал из блокнота листок бумаги, свернул из него пакетик и всыпал щепотку земли, а затем спрятал его в полевую сумку.
– Пусть на моей родине мои родители знают, как я любил польскую девушку Маргариту, – сказал Василий Бобров родителям возлюбленной. – Привезенная земля будет храниться вечно в моей квартире. На самом видном месте будет и золотое колечко. Пан Богдан! Я знаю, Ваша дочь любила советского офицера. Разве после Маргариты можно любить другую женщину?! Я любил ее и буду любить всегда.
Прошли годы, пробежали недели, пронеслась, отшумела жизнь. Истратились силы и молодой задор, угасли желания… Невозможное свершилось, а возможное – не удалось. Но я помню тебя, милая Маргарита! Не могу забыть. Ты навсегда осталась в моем сердце.
Воспоминания записал
Моисей Дворецкий,
ветеран Великой
Отечественной войны
За душу берет. Хорошо написано. Побольше бы таких статей.